УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Справка к докладу. О развитии системы маркировки товаров средствами идентификации.

Справка к докладу.

О развитии системы маркировки товаров средствами идентификации.

В декабре 2017 года Президент России одобрил решение Правительства о создании до 2024 года национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 30%, одежда и обувь из кожи 50%, на парфюмерном рынке 20%, табачном рынке 15,6%, на рынке лекарственных средств до 10%.

По данным Минпромторга, на Российском рынке выявлено свыше 6 миллионов контрафактной продукции с начала 2018 года. Это серьёзная проблема как самих потребителей, которые за свои деньги получают товар сомнительного качества, так и для владельцев продукции, так как это негативно сказывается на их репутации и влечёт финансовые убытки.

Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.

По данным ЦРПТ, за год пилотного эксперимента по маркировке лекарств в России было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей. Маркировка также позволила обнаружить факт вторичной продажи дорогостоящих препаратов, которые государство закупало для больниц по федеральной программе «7 нозологий».

Обязательная маркировка шуб, запущенная в 2016 году, также доказала свою эффективность: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.

Если в 2015 году было продано 300 тысяч шуб, то в 2017 - уже 2 млн меховых изделий.

Честный ЗНАК – это система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Разработан ООО «Центр развития перспективных технологий», с целью реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

Систему создает и тестирует оператор проекта — Центр развития перспективных технологий (назначен постановлением Правительства №791-р от 28 апреля 2018). Курируют процесс Минпромторг, Минфин, Минкомсвязи и ФНС.

         Как работает система маркировки.

Процесс включает следующие этапы:

1. На уровне производителя / импортера: уникальный Data Matrix код наносится на товар.

2. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя.

3. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки.

4. На уровне кассы: система не позволит реализовать контрафактный товар при продаже на онлайн-кассе. Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл.

5. На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью приложения «Честный знак».

 

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации – государственная информационная система, созданная в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости указанных товаров, а также в иных целях, предусмотренных федеральными законами.

Постановлением Правительства Рф от 31 декабря 2019 г. №1955 утверждены Правила обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Информация делится на три категории:

- для потребителей товаров- информация, отнесенная Правительством РФ к общедоступной;

- для участников оборота, зарегистрированному производителю- информация о сделках с товаром, общедоступная, доступ об обороте товара, в части информации о владельце товара и его количестве;

- Федеральным органам исполнительной власти- об участниках оборота, статистическая информация, необходимая для выполнения задач и осуществления функций, возложенных на орган.

Минсельхозу- информация об обороте табачной продукции, сырья и продовольствия, пищевой перерабатывающей промышленности, производства вина, игристого вина из собственного винограда.

Федеральной налоговой службе- информация для осуществления контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, контроля соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, контроля выручки денежных средств.

Федеральной таможенной службе-информация для контроля за продукцией, ввозимой в РФ, контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин и налогов.

Федеральной службе государственной статистики доступ к информации для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических и др процессах.

Роспотребнадзору-информация для обеспечения сан-эпид надзора и надзора в области защиты прав потребителей, проведения контрольной закупки.

Федеральной службе по ветеринарному  и фитосантарному надзору в целях обеспечения осуществления функций по контроля и надзору в сфере ветеринарии.

Федеральной антимонопольной службе информация для осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Росздравнадзору информация для обеспечения контроля лекарственных средств.

Каждый орган-участник системы мониторинга может видеть только ту информацию в компетенцию которого входит для осуществления контроля.

Большинство членов нашего МКС являются участниками системы мониторинга.

         Какие товары участвуют в системе маркировки.

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке и лекарственные препараты.

1. Табачная продукция с 1 июля 2020 г.

2. Обувные товары      с 1 июля 2020 г. 

3. Лекарственные препараты с 1 июля 2020 г.

4. Духи и туалетная вода с 1 октября 2020 г.

5. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки с 1 октября 2020 г.     

6. Шины и покрышки пневматические резиновые новые с 1 ноября 2020 г.     

7. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи с  января 2020 г.

8. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

9. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков        

10. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

11. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски, молочную продукцию и бутилированная вода.

 

         Маркировка табака.

С 1 июля 2019 г, когда начался эксперимент проведено 63 внеплановых проверок, АР-1, контрольная закупка-2. Табачная продукция с нарушением маркировки средствами идентификации не выявлена.  С 1 июля 2020 г. маркировка табачных ихделий стала обязательной.

В октябре 2020 года в адрес Управления поступило обращение на действие ИП связанное с тем, что продавец в нарушении законодательства необоснованно завышает стоимость на табачную продукцию в Оймяконском р-не. Согласно сведениям, полученным с государственной информационной системы мониторинга данный субъект, является участником оборота «Честный знак». Факт завышения цены на табачную продукцию был установлен должностным лицом при непосредственном обнаружении в отношении ИП составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения административного материала вынесено - предупреждение.    

Управлением сформирован реестр участников по обороту табачной продукции, на 01.12.2020г. количество составляет 897 участников.

 

         Маркировка обуви.

Постановлением Правительства РФ утверждены Правила маркировки обувных товаров от 5 июля 2019 г.

С 1 июля 2020 года продажа обуви без маркировки запрещена.

По состоянию на текущую дату, всего было проведено 3 проверки в отношении участников оборота обувных товаров: внеплановые – 2, плановые – 1. По результатам плановой проверки был составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В рамках мониторинга в 2019 году до 01 июля 2020 года  было проверено 39400 пар обувных товаров, в том числе импортных 25400 пар, в 28 торговых объектах.

Были направлены информационные письма о сроках по введению маркировки обувных товаров в территориальные органы Управления, Министерство по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я), Окружную администрацию г. Якутска, Управления округов г. Якутска, органы местного самоуправления республики Управлением сформирован реестр участников по обороту обуви, на 01.12.2020г. количество составляет 517 участников.

В октябре 2020 г. в адрес Управления  от граждан поступило 2 обращения на действия ИП, которые осуществляют торговлю обувными товарами  в г. Якутске в нарушение обязательных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров". При осмотре торговых залов в реализации у первого предпринимателя на 27 парах обуви маркировка отсутствовала, а на 4 парах обуви маркировка не соответствовала установленным требованиям. У второго предпринимателя при осмотре торгового зала установлена реализация обуви резиновых утепленных галош без маркировки в количестве 129 пар. 

В отношении предпринимателей составлено 4 протокола: два по ч. 2 ст. 15.12, ч.1 ст.14.43, 14.15 КоАП РФ материалы направлены в суд для принятия решения с конфискацией предметов административного правонарушения.  Наложен арест.

 

         Маркировка фотокамер и ламп-вспышек, шин и автопокрышек, духов и туалетной воды.

С 1 октября 2020 г. стала обязательной маркировка для духов и туалетной воды, фотокамер и ламп-вспышек, а с 1 ноября 2020 г. для шин и покрышек. Контрольно-надзорные мероприятия в отношении участников оборота фотокамер и ламп-вспышек, шин и автопокрышек, духов и туалетной воды не проводились, товары с маркировкой средствами идентификации в обороте не установлены.

Были направлены информационные письма о сроках по введению маркировки обувных товаров в Министерство по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я), Окружную администрацию г. Якутска, Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия).

Управлением сформирован реестр участников по обороту парфюмерной продукции, и составляет 43 участника, 48 участников-по обороту шин и 8 участников по обороту фотокамер.

 

            Ответственность.

 

За оборот немаркированных товаров и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации»

Производство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией.

Продажа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией.

Статья 171.1 Уголовного кодекса РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Государственная система маркировки фиксирует обращения потребителей и нарушения, выявленные ГИС МТ по каждой группе товаров и по каждому региону для дальнейшего направления в контролирующий орган для принятия мер.

Например, по табачной продукции. Нарушения МРЦ (цены) или повторная продажа. Всего нарушений 85. Из них: 23 нарушения цены, 62 повторная продажа. Дальше смотрим Дальневосточный регион. Нарушения выявлены в Камчатском и Хабаровском краях.

В республике на сегодняшний день нарушений и обращений по всем группам товаров нет.

Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК. Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом. У людей формируется новая потребительская привычка – сканировать товары перед покупкой. На сегодняшний приложение установило 750 тыс человек, проверено 6,5 миллионов товаров.

В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям. 

Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.

 

За время проведения экспериментов были решены следующие проблемы:

1. Представители оператора проинформировали о бесплатных решениях для бизнеса, работе круглосуточной службы поддержки и обучающем центре на сайте честныйзнак.рф, а также принципах работы торговых точек в сельской местности: в случае отсутствия связи дополнительных действий предпринимать не нужно, 54-ФЗ об онлайн-кассах предусматривает механизмы передачи данных из таких районов с задержкой в ФНС, в систему маркировки информация передается таким же образом.

2. Регистрация в системе занимает не более 13 минут. Перепрошивать кассы для маркировки не нужно. ЦРПТ совместно с партнерами разработали и продолжают разрабатывать решения в виде мобильных приложений. Например, для организаций, которые работают с лекарствами, предусмотрен максимально простой сервис, который фактически убирает необходимость покупки сканера… Мы сейчас находимся на финальной стадии разработки мобильного приложения для бизнеса, которое позволит с помощью телефона осуществлять большое количество операций в системе.

        

Начатая работа в системе ГИС МТ «Честный знак» выявила проблемы.

1. Ограничения относительно проведения внеплановой проверки, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. №438, в 2020 году государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, осуществляются только в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

2. Реестр участников системы маркировки (направляемый министерством предпринимательства, торговли и туризма) содержит название организации или ФИО предпринимателя и номер ИНН и тип участника (розница или опт). В реестре отсутствует юридический адрес и адреса объектов. Данная информация затрудняет определить в каком населенном пункте находится участник.

3. Трудно определить какой процент зарегистрированных участников от продавцов действующих, т.к. реестры ФНС отличаются с реестрами органов. По данным территориальных отделов Роспотребнадзора в некоторых районах не более 40% зарегистрированы.

4. Отсутствует взаимодействие всех органов системы маркировки.

5. В настоящее время также проводятся эксперименты по маркировке молочной продукции и упакованной воды. Необходимо министерству сельского хозяйства и муниципальным образованиям подключиться и обеспечить участие производителей местной молочной и упакованной воды в эксперименте. Важно, чтобы представители бизнеса участвовали в тестировании всех возможностей маркировки, оснащали свои производственные площадки необходимым оборудованием. Для тех, кто с самого начала входит в эксперимент, впоследствии проблем не возникает. Существует проблема, что все откладывают на последний день, надеются, что перенесут или отменят, но правительство подходит к маркировке системно, никаких отмен и переносов не планируется.

Предлагаем в конце 2021 г. рассмотреть данный вопрос с заслушиванием всех участников маркировки.

Просмотров: 364