Об итогах работы в сфере защиты прав потребителей в 2020 году
В 2020 году в Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило 3154 письменных обращения граждан, из них в сфере защиты прав потребителей – 1299 обращений, что составляет 41% от общего количества. Основная часть обращений в сфере защиты прав потребителей поступает в г. Якутске и составляет 84%.
Структура обращений каждый год меняется: удельный вес обращений в сфере торговли, начиная с 2015 года, уменьшается – с 45 % в 2015 году до 32% в 2020 году.
По итогам рассмотрения обращений анализ жалоб показывает, что актуальными вопросами в 2020 году остаются нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг – 878 обращений, значительная часть которых связана с заключением договоров перевозки на воздушных судах, на финансовом рынке, жилищно-коммунальных услуг, туристские услуги, бытового обслуживания, прочих видов деятельности. В сфере торговли поступило 421 обращение.
В структуре поступивших заявлений в 2020 году обращения разделяются по следующим тематикам:
- по вопросам оказания транспортных услуг, преимущественно воздушных перевозок - 239 обращения;
- по вопросам продажи промышленной группы товаров – 237;
- на качество продовольственных товаров - 129;
- на услуги связи, оказанные ненадлежащим образом, преимущественно на АО «Почта России», АО «Ростелеком» - 98;
- по вопросам потребительского кредитования, предоставления и использования банковских карт, страхования и иных финансовых услуг – 53;
- на туристские услуги, которые не были оказаны - 51;
- на дистанционную торговлю – 50.
Основанием для проведения контрольных закупок стали 2 обращения, из них в 1 случае нарушения подтвердились. Основанием для проведения административных расследований послужили 14 обращений, из которых все факты подтвердились, изложенные в обращениях. 19 обращений стали основанием для проведения внеплановых проверок, из них в 13 случаях изложенные факты нашли подтверждение.
За выявленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей виновные были привлечены к административной ответственности, составлено 103 протокола об административных правонарушениях.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха(Якутия) составлено 30 исков, поданных в суд по фактам нарушений, выявленных по итогам рассмотрения обращений, в том числе 1 иск в защиту группы лиц (51 потребитель).
Выдано 87 предостережений хозяйствующим субъектам о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, проведено 29 предварительных проверок.
В целях оказания потребителям необходимой помощи в защите их прав в рамках гражданского судопроизводства Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в течение 2020 года составлено 98 исковых заявлений и дано заключений по гражданским делам в суды общей юрисдикции, из них: от имени Управления подано 29 исковых заявлений в защиту прав потребителей, в том числе 2 - в защиту группы потребителей, дано 69 заключений по исковым заявлениям потребителей.
Из рассмотренных дел доля удовлетворенных исковых заявлений в защиту прав потребителей составляет 88 %, доля удовлетворенных исков по которым даны заключения 100 %.
Общая сумма, взысканная пользу потребителей, составила 9 675 500 руб., в том числе размер компенсации морального вреда – 761 500 руб.
Средний размер присужденных потребителям сумм в сравнении с 2019 г. возрос.Если в 2019 году средняя сумма иска составляла 41 000 руб., то в 2020 году на 1 исковое заявление приходится 98 000 рублей.
В целях реализации ст. 3 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) проводилась информационно-просветительская деятельность по пропаганде потребительского законодательства с использованием средств массовой информации.
В 2020 году в сфере защиты прав потребителей должностные лица Управления Роспотребнадзора по Республике Саха(Якутия) приняли участие в 300 выступлениях в средствах массовой информации. В данных материалах разъяснялись положения законодательства в сфере защиты прав потребителей, размещались ответы на вопросы потребителей, возникающие в области дистанционной торговли, цифровой мир и смарт-устройства, оказания финансовых, жилищно-коммунальных, транспортных, туристских услуг и иных, а также информировали население о результатах работы Управления. Издано и распространено по Республике Саха (Якутия) 705 буклетов.
Также в целях информирования предпринимательского сообщества проводились семинары и выпускались публикации в средствах массовой информации. Проведено 9 круглых столов
В рамках работы «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Саха(Якутия) проконсультировано 6550 человек по вопросам защиты прав потребителей, проведено 10 горячих линий.
В рамках Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта и в 2020 году проходил под девизом: «Рациональный потребитель», с 13 по 22 марта 2020 года проведено анкетирование населения, в ходе которого приняли участие 606 респондентов.
За 2020 год на информационном ресурсе ГИР ЗПП отделом размещено:
- 31 судебное решение в Модуль 6 «Судебная практика»;
- 91 материал размещен в Модуль 8 «Новости»
- 34 ответа на вопросы в Модуль 9 «Виртуальная приемная».
Просмотров: 73