УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Об институте уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг

Об институте уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) напоминает, что с 3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) и связанные с ним изменения в законодательство, в частности, поправки в п.1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

С 01.06.2019 года финансовый уполномоченный начал работу с обращениями к страховым организациям (осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного).

По остальным вопросам институт финансового уполномоченного вводится постепенно:

- с 28.11.2019 года - в отношении страховщиков по иным видам страхования;

- с 2020 года - для микрофинансовых организаций;

- с 2021 года - для всех остальных (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).

Федеральный закон № 123-ФЗ определяет правовой статус финансового уполномоченного, который компетентен рассматривать обращения потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям. Данным законом установлен порядок досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также правовые основы взаимодействия финансового уполномоченного с данными организациями.

Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ финансовый уполномоченный наделен полномочиями о рассмотрении обращений потребителей в отношении финансовых организаций, включенных в определенный реестр или перечень, размещение которого планируется на официальном сайте ЦБ РФ, в следующих случаях:

1)   если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 000 руб.;

2)   если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения по ОСАГО.

Для обоих случаев предусмотрено общее требование: со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, не должно пройти более трех лет (финансовый уполномоченный вправе восстановить срок подачи обращения на основании заявления потребителя финансовых услуг, в котором должны быть указаны причины пропуска указанного срока и к которому должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин).

Необходимо иметь ввиду, что обращение к финансовому уполномоченному - обязательная стадия перед обращением в суд.

До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя и направить ему мотивированный ответ:

- в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, если оно направлено в электронном виде по утвержденной форме и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней;

- в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

Финансовые уполномоченные рассматривают обращения бесплатно.

Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения:

- если обращение не подведомственно финансовому уполномоченному;

- если потребитель предварительно не обратился в финансовую организацию;

- если в суде, третейском суде имеется либо рассмотрено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- находящиеся в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации;

- по которым имеется решение финансового уполномоченного или соглашение, принятое по спору между теми же сторонами (в том числе при уступке права требования), о том же предмете и по тем же основаниям;

- в отношении финансовых организаций, у которых отозвана лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность;

- по вопросам, связанным с банкротством юридических и физических лиц;

- по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды;

- в других случаях, установленных п. 1 ст.19 Федерального закона № 123-ФЗ.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:

-   в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;

-   в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — если обращение подало лицо, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации.

Потребитель финансовых услуг вправе обратиться в суд в случаях:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренных законом сроков рассмотрения обращения и принятия по нему решения (15 и 30 дней);

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с основаниями, установленными ст. 27 Федерального закона № 123-ФЗ;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

Ознакомиться с дополнительной информацией можно на сайте финансового уполномоченного: ttps://finombudsman.ru/

Просмотров: 89