УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Результаты деятельности Управления Роспотребнадзора по Республики Саха (Якутия) по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг за 2010 год

За 2010 год в Управление Роспотребнадзора поступило 109 письменных обращений граждан в связи с нарушениями их прав и законных интересов кредитными организациями в сфере оказания финансовых услуг, в том числе:

- 95 заявлений на нарушение в сфере заключения и исполнения кредитных договоров (включение в договор условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета, заключение кредитного договора обязательным заключением договора личного страхования, одностороннее изменение условий кредитного договора);

- 5 по вопросам предоставления и использования пластиковой карты (порядок проведения операций по счету, ненадлежащее информирование потребителя о финансовой услуге);

- 5 по вопросу заключения и исполнения договора банковского вклада (несвоевременный возврат денежных средств);

- 4 жалобы на обслуживание клиентов в банках.

         По сравнению с 2009 г. количество обращений увеличилось в 3 раза (2009 г. - 31 обращение).

Рост количества поступивших обращений объясняется тем, что 2010 г. была проведена работа по информированию граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, особенно было уделено внимание потребителей на нарушение со стороны банков по включению в договор условия о взимании платы за ведение ссудного счета.

Заявления граждан поступали в отношении: ОАО «Росбанк», ОАО «Альфа-Банк», ООО «Хоум Кредит Банк», ОАО «Восточный экспресс банк», Сберегательного Банка РФ, ЗАО «ВТБ 24», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО КБ «Траст», КБ «Русский стандарт».

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) проведено 5 плановых проверок в отношении юридических лиц, оказывающих финансовые услуги гражданам и 1 внеплановая проверка. В результате проверок выявлены нарушения действующего законодательства и выданы предписания юридическим лицам об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

По выявленным нарушениям составлено 15 протоколов:

- 4 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - нарушение права потребителя на получении необходимой и достоверной информации при предоставлении финансовой услуги;

- 2 по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ - оказание услуг организацией при отсутствии информации об исполнителе;

- 9 по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а именно о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета, обязывание страховать жизнь и здоровье заемщика, одностороннее изменение условий договора и односторонний отказ от его исполнения;

В ходе проверок выявлены нарушения действующего законодательства.

Основное нарушение - это включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а именно:

- допустимость одностороннего изменения банком условий договора, в том числе изменение процентной ставки и размера пени после заключения договора без согласия заемщика;

- допустимость одностороннего расторжения банком договора во внесудебном порядке вследствие наступления событий, не установленных ГК РФ в качестве законных оснований получения соответствующего права (ст.310, п. 2 ст. 450 ГК РФ);

- установление штрафных санкций за реализацию заемщиком установленного кредитным договором права на досрочное возвращение займа (т.е. за надлежащее исполнение условий договора);

- установление штрафных санкций за просрочку внесения очередного платежа, если договором предусмотрено погашение займа по частям, поскольку законом установлена за это иная форма ответственности - право займодавца потребовать сумму займа с причитающимися процентами досрочно (ст. 811 ГК РФ);

- ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска;

- включение в договор условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета (т.е. платы за не оказанные услуги);

- обязательство заемщика застраховать свою жизнь и здоровье до выдачи кредита.

Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) в 2010 году подано в суд 24 исковых заявления, в том числе в г. Якутске - 20, в Нерюнгринском районе - 2,  в Мирнинском районе - 2, из них 20 рассмотрены и удовлетворены судом в пользу потребителей взысканы убытки и компенсация морального вреда на общую сумму 575.470 рублей.

Дано 10 заключений в суд, по заявлениям граждан, которые самостоятельно обратились  в порядке установленном ст. 47 ГПК РФ из них в г. Якутске - 5 заключений и в Нерюнгринском районе - 5;

Подготовлено 9 исковых заявлений в помощь потребителям: в г. Якутске - 7, в Нерюнгринском районе - 2.

Подано 2 заявления в защиту неопределенного круга лиц в отношении АКБ «Росбанк», и АБ Сберегательный банк РФ (ОАО), вынесены решения, которыми признаны противоправными  в отношении неопределенного круга потребителей действия по взиманию комиссии за ведение ссудного счета при исполнении кредитного договора и обязали прекратить такие действия.

В рамках просветительской работы в целях повышения уровня правовой информированности населения Республики в сфере оказания финансовых услуг Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) подготовлено и опубликовано 38 публикаций в СМИ, принято участие в 6 программах на радио и телевидении, проведено 12 «горячих линий», 6 семинаров-совещаний.

Просмотров: 78