Как организовать рабочее место школьника

Независимо от площади квартиры и наличия у ребенка собственной комнаты, необходимо правильно организовать место, где он будет делать домашние задания. Ведь учеба не заканчивается за стенами школы. И требования к рабочему месту ученика одинаково высоки как в классе, так и в квартире. Рассказываем, как обустроить дома рабочее пространство для школьника.

Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и органа зрения соблюдайте рекомендации по организации рабочего места дома:

- стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если ребёнок левша, то свет должен падать справа) (п.3.4.12 СП 2.4.3648-20). Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур (п. 3.5.15 СП 2.4.3648-20).

- рабочее место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса;

- оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку;

- стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое. При выборе кресла следует отдавать предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

При работе с печатными учебными пособиями, желательно их располагать на подставке, на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника с использованием компьютера, ноутбука, планшета и иных электронных средств обучения (ЭСО) поскольку проведение занятий с применением персональных ЭСО является неотъемлемой частью учебного процесса.

Компьютеры, ноутбуки, планшеты и иные электронные средства обучения должны иметь документ об оценке (подтверждения) соответствия и использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации или техническим паспортом. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука не менее 39,6 см., планшета- 26,6 см. (п.2.4.5. СП 2.4.3648-20).

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, не должна превышать для обучающихся в 1-2 классах – 20 мин., для обучающихся в 3-4 классах – 25 мин., для обучающихся в 5-9 классах – 30 мин., для обучающихся в 10-11 классах – 35 мин. (п.2.10.2 СП 2.4.3648-20).

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.


Правильно и рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье и обеспечите его хорошую успеваемость.

Рабочее место школьника.png