УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Рубрика «Вопрос-ответ». Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы

Рубрика «Вопрос-ответ». Наиболее часто задаваемые в обращениях вопросы

1.     Многие потребители не знают к кому обратиться в случае приобретения товара ненадлежащего качества дистанционным способом. Возникает спор кто несет ответственность за недостаток товара, владелец агрегатора (OZON, Wildberries и т.д.) или продавец, который размещает информацию своих товаров на сайте владельца агрегатора?

В данном случае, согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей», владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Часто так бывает, что владелец агрегатора может быть и продавцом. В части 5 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей» разъясняется, что последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно части 2 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, в случае, если владелец агрегатора продает от своего имени товар, соответственно недостатки товара предъявляются к нему. В остальном, претензии должны направляться в адрес продавцов, указанных на сайте владельца агрегатора.

2.     Гарантийный срок у товара уже истек. Имею ли право предъявить продавцу свои требования по возврату денежных средств или замены товара на аналогичный?

Согласно части 5 и 6 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей», в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В данном случае, бремя доказывания возникновения недостатка лежит на потребителе. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

3.     Хочу вернуть денежные средства за неиспользованный сертификат, однако, при предъявлении требований в заявлении, мне пришел отказ в удовлетворении требований. Имею ли я право на возврат денежных средств?

Подарочный сертификат является будущим авансом для приобретения покупки или оказания услуг. В законодательстве нет положений, предусматривающих удержание денежных средств за подарочный сертификат. В случае с подарочным сертификатом, который является лишь авансом будущей оплаты товара, продавец/исполнитель и покупатель еще не вступили в правовые отношения. Таким образом, вы имеете полное право на возврат денежных средств. (Определение Верховного Суда № 307-ЭС21-16004 по делу № А56-101207/2020).

4.     Кто должен убирать несанкционированные свалки?

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила) обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок, содержащих ТКО закреплена за Региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с Правилами, Региональный оператор в случае обнаружения свалки, объемом более 1 куб. м, содержащей ТКО:
- устанавливает собственника земельного участка;
- уведомляет собственника земельного участка о необходимости ликвидации свалки и направляет ему проект договора на ликвидацию свалки (5 дней);
- в случае, если собственник земельного участка в течение 30 дней не обеспечил уборку, свалка ликвидируется силами Регионального оператора за счет средств собственника земельного участка (лица, ответственного за содержание прилегающей территории).

5.     Что делать если на стенах квартиры появилась плесень?

По вопросу обращения граждан с жалобами на грибок и плесень на стенах и потолках жилых помещений сообщаем, что требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" наличие грибка на поверхности строительных конструкций не регламентируется. Грибок и плесень появляются в результате возникновения дефектов в строительных конструкциях, которые могут быть определены специалистами строительного профиля. На территории Республики Саха (Якутия) строительный и жилищный надзор осуществляет Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

6.     Рядом с домом круглосуточно работает кафе – бар, что очень сильно мешает отдохнуть. Куда можно обращаться?

Вопросы соблюдения правил совместного проживания, неадекватное поведение граждан, проведение работ или совершение других действий, создающих повышенный шум, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшими нарушение покоя граждан и тишины в ночное время относятся к сфере охраны общественного порядка и регулируются законодательным актом субъекта Российской Федерации о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время. В соответствии со статьей 3.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2009 г. 726-З N 337-IV "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях" - совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» обеспечение правопорядка относится к компетенции органов внутренних дел, в связи чем рекомендуем обращаться в уполномоченный орган.

Просмотров: 2236