УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О правилах установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)

О правилах установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)

Что такое санитарно-защитная зона (СЗЗ)?

В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В СЗЗ не могут располагаться – жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

В случае, если в СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно обосновать возможность сокращения установленной ему СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы установленной СЗЗ. В случае сокращения (изменения) размеров СЗЗ, установленных СанПиН, предприятие, после установления расчетной СЗЗ обязано подтвердить расчетную границу выполнением инструментальных (натурных) измерений. При этом обязательно учесть, что минимальное количество измерений для объектов 1-2 класса - не менее 50 дней в течение года; для объектов 3-5 классов - не менее 30 дней в течение года. Места (контрольные точки), где выполняется контроль, определяются проектом расчетной СЗЗ. И после проведения контроля устанавливается окончательный размер расчетной СЗЗ.

Кто должен разрабатывать СЗЗ и каков должен быть ее размер?

Проект СЗЗ должно иметь любое предприятие, имеющее класс опасности 1-3 согласно классификации, гл. 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также любое предприятие, не включенное в классификацию по указанному СанПиН.

Предприятия 4 класса по СанПиН разрабатывают проект СЗЗ в случае, если не выдерживается установленная СанПиН расчетная СЗЗ (100 метров).

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет 5 классов опасности предприятий. Примерные размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от класса опасности объектов и производств:

- I класс (чрезвычайно опасные для человека) - от 1000 м

- II класс (высоко опасные для человека) - от 500 м

- III класс (умеренно опасные) - от 300 м

- IV класс (мало опасные) - от 100 м

- V класс (практически не опасные) - от 50 м.

Что нужно для установления СЗЗ?

- Заявление об установлении СЗЗ (форма утверждена приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000).

-   Проект СЗЗ.

- Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

- Исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (в случаях, предусмотренных положениями постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

-XML-схемы TerritoryToGKN_v01 и ZoneToGKN_v05, утвержденные приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016г. (глава 4 Федерального закона от 13 июня 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Что такое проект СЗЗ?

Это набор сведений об объекте, а также все необходимые данные, на основании которых может быть обоснован размер СЗЗ. Он включает в себя следующие разделы:

- Сведения о размерах и границах СЗЗ.

- Расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.

- Перечень ограничений использования земельных участков, а также обоснования отсутствия части ограничений (при необходимости).

- Для объектов 1 и 2 классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения (кроме случаев, когда расстояние от объекта до нормируемой территории в два раза превышает ориентировочный размер, или объект относится к животноводческим и птицеводческим предприятиям, кладбищам).

Куда отправлять заявление об установлении СЗЗ?

Если объект 1 класса, то заявление об установлении СЗЗ направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7, г. Москва, 127994). Если объект 2-5 класса опасности, то заявление и материалы к нему направляются в территориальный орган Роспотребнадзора (Ойунского дом 9, г. Якутск, 677027).

Неклассифицированные объекты рассматриваются в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учётом расчётов и наличия новых, недостаточно изученных технологий.

Материалы можно подать в печатном, электронном виде (при подаче в электронном виде материалы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью) или через сайт госуслуги.

Как проходит рассмотрение?

По окончанию 15 рабочих дней будет принято решение об установлении СЗЗ или направлен отказ в установлении СЗЗ.

Соответствующая информация будет направлена заявителю.

В случае отказа требуется внести правки и внести материалы заново в полном объеме.

При принятии решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором организуется работа по внесению соответствующих сведений в ЕГРН и документы территориального планирования.

Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

Нормативно-правовая база.

На сегодняшний день установление, изменение ли прекращение санитарно-защитной зоны регламентируют следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 27.12.2019 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

5. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;

6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;

8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018г. № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».

Какие сроки?

Ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ. Если у хозяйствующего субъекта была определена только ориентировочная, расчетная (предварительная) СЗЗ, то до 01.10.2024 г. необходимо подать заявление об установлении либо о прекращении существования СЗЗ в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

Если ранее границы СЗЗ были установлены, но не внесены в ЕГРН, то до 01.01.2025 хозяйствующие субъекты должны направить сведения об установленной СЗЗ в ЕГРН (п. 12 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) ППК «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия).

До 01.01.2025 СЗЗ считается установленной, в случае отсутствия ее в ЕГРН, если СЗЗ установлена до 01.01.2022 одним из указанных способов: решением исполнительного органа государственной власти, органа местного управления, суда, нормативно- правовым актом, а также согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями (п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

Таким образом, СЗЗ считается установленной с момента выдачи Решения до 2025 г.

Просмотров: 68873