УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Состояние национальной системы защиты прав потребителей в Республике Саха (Якутия).

Состояние национальной системы защиты прав потребителей в Республике Саха (Якутия).

Важнейшим событием в 2017 г., приуроченным к 25-летию с начала становления в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, явилось рассмотрение вопроса «О национальной системе защиты прав потребителей» на заседании президиума Государственного совета  Российской Федерации, которое состоялось 18 апреля 2017 г.

Анализ представленных на Государственном совете основных показателей  правоприменительной практики  позволил сделать  участникам совета общий вывод о том, что в Российской Федерации достигнута достаточно высокая степень защиты потребительских прав граждан за счет комплексной реализации полномочий, призванных обеспечить защиту прав потребителей в гражданско-правовом, административном и судебном порядке.

Однако в условиях стремительного развития цифровой экономики, изменения подходов к техническому регулированию, появления  новых для потребителей рисков, а также в связи с необходимостью  совершенствования форм и методов защиты  прав потребителей, повышения степени вовлеченности в эти процессы региональных и местных органов власти, общественных объединений потребителей, в условиях акцентированного перехода ко все более выраженному надзору, позволяющему регистрировать предпосылки возможных нарушений и предпринимать предупредительные меры  на потребительском рынке, необходимы шаги, позволяющие не только не допустить ухудшения достигнутого уровня защиты прав потребителей, но и всячески его повышать.

В этой связи по итогам заседания президиума Государственного совета был утвержден перечень поручений Президента Российской Федерации. В качестве первоочередной задачи была названа необходимость разработки и утверждения Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., которая была разработана и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 г. №1837.

Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года  определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области.

Основными целями Стратегии являются:

1.         обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;

2.         защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;

3.         повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации.

Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления:

-обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;

-защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;

-стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;

-предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;

-содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей.

Представлены целевые показатели реализации стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Для обеспечения поставленных целей предлагается:

- уделять первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также учитывать специфику туристических услуг;

- обеспечить введение механизма контрольной закупки;

- обеспечить внесение изменений в законодательство в отношении прав (полномочий) органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;

- внедрять правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков);

- способствовать просвещению и информированию потребителей, в том числе через организацию в многофункциональных центрах консультирования потребителей;

- осуществлять эффективное взаимодействие и координацию деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на всех уровня.

- обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли;

- принимать меры по предотвращению оборота продукции, содержащей заведомо недостоверные сведения в маркировке, и контрафактной продукции, которая представляет угрозу для здоровья и безопасности потребителей;

- способствовать разработке программ информирования потребителей в сельских районах через средства массовой информации или по другим обеспечивающим охват таких потребителей каналам;

- и другие мероприятия.

Во исполнение Стратегии будет принят план мероприятий, который поручено подготовить Роспотребнадзору совместно с другими федеральными ведомствами.

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" определена система органов федерального, регионального и муниципального уровней, которая во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формирует национальную систему защиты прав потребителей, которая включает в себя федеральный, региональный и местный уровни.

 

Федеральный уровень.

Федеральный уровень в этой системе представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет функции:

- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей;

- по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

- осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- проведение  анализа   работы с обращениями граждан;

- участие в судебной защите прав потребителей;

- осуществление взаимодействия и координации по вопросам защиты прав потребителей с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей;

- организация работы по созданию и функционированию системы информирования и консультирования;

- международное сотрудничество;

- обзоры судебной практики.

Результаты федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей отражаются в Государственном докладе по защите прав потребителей, который является официальным документом.

Информация для включения в государственный доклад о защите прав потребителей поступает:

- от 11 федеральных органов исполнительной власти: Рособрнадзор, Минкультуры, Ростуризм, Роскомнадзор, Минэкономразвития, ФССП России, Ространснадзор, Росавиация, Минтранс, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование;

- от Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации;

- из  субъектов Российской Федерации (администрации, правительства, министерства, ведомства субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления).

В прошлом году произошли изменения в структуре государственного доклада:

сформирован отдельный раздел «Новые тенденции развития правоприменительной практики в области защиты прав потребителей», в который вошли следующие подразделы:

- Защита потребительских прав социально уязвимых слоев населения;

- Защита прав потребителей в цифровую эпоху:

  • Развитие рынков электронной коммерции и новые риски для потребителей;

  • Трансграничная электронная коммерция и международное сотрудничество;

  • Цифровая грамотность;

- Перспективы развития Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей;

- Перспективы развития механизмов альтернативного разрешения споров.

Региональный уровень.

 

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия)  в декабре 2011 года  был создан Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей при Правительстве Республики Саха (Якутия). Проведено 15 заседаний.

По поручению Президента Российской Федерации в сентябре 2017 г. создан  Межведомственный координационный совет при Главе Республики  Саха (Якутия) по созданию благоприятных условий для обеспечения  прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей.

Наряду с МКС в республике созданы и работают 4 комиссии, где рассматриваются вопросы защиты прав потребителей:

1.Межотраслевой совет потребителей по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Саха (Якутия),

2.Межведомственная комиссия по вопросам развития потребительского рынка и регулирования производства товаров и услуг в РС(Я),

3. Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РС(Я),

4. Межведомственного координационного совета по взаимодействию органов, осуществляющих контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В республике кроме сайта Управления  функционируют за счет бюджета республики 4 сайта (НВК Саха,  РЭК по ценовой политики,  Управления госстройжилнадзора РС (Я), портал малого и среднего предпринимательства, 2 газеты («Саха СИРЭ», ЯКУТИЯ) и 1 информационное агентство ЯСИА, задача которых информировать граждан о правах потребителей и способах их защиты, о качестве товаров и услуг.

Также функционирует Общественный совет при  Управлении Госстройжилнадзора  РС (Я) и Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

В 2016 г. заключено соглашение о взаимодействии между Управлением Роспотренадзора и ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» при оказании консультирования по приему жалоб потребителей товаров (работ, услуг) в 8 районах, где нет подразделений Роспотребнадзора.

Муниципальный уровень.

Права органов местного самоуправления по защите прав потребителей установлены в статье 44 Закона «О защите прав потребителей». К их числу относятся рассмотрение жалоб потребителей, консультирование, обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Однако в республике всего 5 подразделений по защите прав потребителей в органах местного самоуправления: г. Якутск, г. Мирный, г. Нерюнгри, комиссия по защите прав потребителей МО «Арыктахский наслег» Кобяйского  района, и вновь созданный  координационный совет по защите прав потребителей при администрации МР «Усть-Майский улус (район).  Данными подразделениями рассматриваются обращения граждан в сфере защиты прав потребителей.    Окружной администрацией города Якутска размещен интернет-портал «One click Yakutsk», который аккумулирует жалобы и предложения горожан для решения различных проблем потребителей. 

Окружной администрацией г. Якутска создана Межведомственная комиссия по незаконному предпринимательству, которой рассматриваются вопросы защиты прав потребителей, проводятся рейды совместно с контрольно-надзорными органами. За период работы в 2017 г проведено 4 заседания. Специалисты отдела потребительского рынка провели совместно с представителями  Управления Роспотребнадзора по РС(Я), общественной палатой Республики, МУ МВД России «Якутское» 25 рейдов  по вопросам незаконного предпринимательства. По результатам рейдов привлечены к административной ответственности 3 индивидуальных предпринимателя и 51 человек.

Администрация МО «Мирнинский район» совместно с ТО Роспотребнадзора в Мирнинском районе и общественной организацией общества потребителей «Потребитель» проводят «горячие линии» для населения.

Нерюнгринская районная администрация  совместно с ТО Роспотребнадзора по Нерюнгринскому району проводят семинары для населения, учащихся и с субъектами малого и среднего предпринимательства.

В 2017 г. в органы местного самоуправления республики поступило 152 обращения граждан, что в сравнении с 2016 г. в 2,3 раза меньше (358). Составлено 35 претензий, в 2016г претензии не составлялись. Иски в защиту неопределенного круга лиц органами местного самоуправления никогда не составлялись.

Органами местного самоуправления республики совместно с Управлением в 2017г проведено 184 совещания. Из них по вопросам защиты прав потребителей 19.

 

Общественный уровень.

 

Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.

Общественные объединения потребителей, осуществляя общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участвуя в непосредственной защите их прав в судебном порядке или досудебном порядке, распространяя информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, организуя сравнительные исследования качества товаров (услуг), публикуя результаты проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка и всякого рода недобросовестных поведенческих практик, способствуют росту правосознания граждан, являясь организованным авангардом той части населения, которая видит свою миссию в отстаивании на основе активной гражданской позиции не только своих личных, но и общественных интересов.

В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано по защите прав потребителей всего 14 общественных организаций.

Общественные организации имеются только в восьми районах республики (Мирный, Вилюйск, п. Зырянка, с. Намцы, г. Нерюнгри, г. Ленске, п. Айхал, с. Сунтары) и 6 в г. Якутске. Общественные организации в г. Нерюнгри, г. Ленске, п. Айхал, с. Сунтары, г. Якутск «Гарант», «Паритет» зарегистрированы, но деятельность не осуществляют. Фактически работает 8 общественных организаций.

За 2017г в общественные организации обратилось 514 граждан, составлено  125 претензий, подано 93 иска в суд, взыскана сумма около 3 млн руб.  Проведено 28 общественных проверок, 27 семинаров, совместно с муниципальными образованиями 20 круглых столов для населения и предпринимателей, 4 выступления на ТВ и радио, выпущено 250 брошюр по вопросам защиты прав потребителей, прочитано 60 час лекций в ВУЗе.

Ряд поручений Президента Российской Федерации касается усиления степени  вовлеченности общественных объединений в работу, связанную с формированием новых подходов к защите потребителей, а именно их роли в развитии института независимой экспертизы.

Общественный фонд защиты прав потребителей «Союз потребителей Якутии»  проводит экспертизы по качеству обуви и кожаных изделий. В 2017г проведено 43 экспертизы.

Свою деятельность общественные организации  иногда осуществляют  посредством электронной почты, сотовой связи, а также информационных групп в социальных сетях сети интернет. Имеются проблемы с наличием помещений, оргтехники, организации и проведения встреч с населением,  получением грантов как социально ориентированным некоммерческим организациям.

Объединение потребителей России разработало методику, по которой регулярно (раз в два года) проводит специальные исследования с целью достоверного и объективного  определения эффективности деятельности государственных органов в субъектах Российской Федерации по защите прав потребителей, оценки степени практического участия, комплексности и системности этой деятельности

Так в частности, исполнительная власть региона обязана не только осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, но и обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Что касается системы защиты прав потребителей на региональном уровне, то Республика Саха (Якутия) в рейтинге субъектов РФ по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти  в 2014г находилась на 68 месте из 83 с низким уровнем защищенности, а в 2016г на 51 со средним уровнем защищенности.

Возглавила Рейтинг-2016 Ленинградская область.  Этот результат, во многом,  достигнут за счет хорошо налаженной работе по защите потребительских прав граждан на уровне муниципальных образований: в органах местного самоуправления действуют отделы по защите прав потребителей, созданы межведомственные советы  по вопросам  защиты потребителей, приняты муниципальные целевые программы по защите прав потребителей, функционируют общественные приемные по защите прав потребителей.

 

Итоги государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в 2017 году.

Динамика числа поступающих обращений по вопросам защиты прав потребителей показывает, что количество обращений снижается. В сравнении с 2011 г. количество обращений по защите прав потребителей уменьшилось в 2 раза. Удельный вес обращений по защите прав потребителей снизился с 62% до 45%. Общее количество обращений снизилось на 30%.

В 2017 г. в Управление поступило 2608 обращений, из них в сфере защиты прав потребителей – 1169 обращений, что составляет 44,8 %.

Превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг - 62,0%: жилищно-коммунальные, финансовые, услуги бытового обслуживания населения, услуги связи и транспортные услуги.

На предприятия торговли пришлось 38% жалоб, из которых 12% в отношении торговли продовольственной продукцией.

Основная часть обращений 72% поступает в г. Якутске.

Роспотребнадзор системно снижает нагрузку на бизнес, сокращая количество плановых проверок, в первую очередь, проверяются объекты потенциально высокого риска. Так, за последние 5 лет количество плановых проверок в сфере защиты прав потребителей  сократилось в 8 раз.

В 2017 г.  Управлением было проведено 88 плановых и 520 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей (608). В ходе контрольно-надзорных мероприятий за 2017 год по Республике Саха (Якутия) было выявлено 929 нарушений в сфере защиты прав потребителей, что на 51% меньше чем в 2016 г.

Большинство нарушений было выявлено по следующим направлениям деятельности:

1.         Розничная торговля пищевыми продуктами – 487 нарушений (52 %);

2.         Розничная торговля непродовольственными товарами – 141 (15%);

3.         Услуги общественного питания – 130 (14%);

4.         Платные медицинские услуги-79 (8,5%);

5.         Прочие виды деятельности (в основном, изготовители) -56 (6%);

6.         Образовательные услуги- 24 (2,5%);

7.         Транспортные услуги – 12 (1,2 %)

 

Управление оказывает потребителям помощь в судебной защите.

За 2017 год Управлением подготовлено 103 материала в суды общей юрисдикции (21 исковое заявление в интересах отдельных потребителей, 11 заявлений в защиту неопределенного круга лиц, 71 заключение в интересах защиты прав потребителей).

С 2009 года Управление последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей при оказании финансовых и жилищно-коммунальных услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения. Банки прекратили взимание денег за ведение ссудного счета и различных комиссий, что подтверждается снижением количества обращений граждан в данных сферах.

Консультационным центром по защите прав потребителей оказывается помощь в составлении исковых заявлений и постепенно потребители стали обращаться в суд самостоятельно, в таких случаях суд вызывает Роспотребнадзор для дачи заключения специалиста.

Взысканная сумма в пользу потребителей в 2017 году составила 9 089 000 рублей.

Средний размер присужденных потребителям сумм постоянно растет, если в 2012 г. средняя сумма иска составляла  14 тыс. руб., то в 2017 г. на 1 исковое заявление приходится 88 тыс. руб.

По структуре материалов, направленных в суд в 2017 г., на первом месте судебная защита в сфере торговли - 45, на втором месте в сфере ЖКХ - 37 и на третьем месте в сфере деятельности на финансовом рынке -7.

Резкий спад произошел за последний год в связи с вступлением изменений в Федеральный закон РФ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". О данных изменениях население информировалось всеми возможными способами.

После внесенных изменений для проведения внеплановой проверки по защите прав потребителей стало обязательным соблюдение претензионного порядка.

Согласно п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с 1 января 2017 г. основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Вместе с тем, в силу требований ч.3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Согласно положениям Федерального закона №294-ФЗ, Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и Принятых правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, принятых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166 контрольно-надзорный орган может объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение – это акт федерального органа исполнительной власти, направленный на недопустимость нарушения обязательных требований юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, применяемый в случае наличия у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.

Предостережение может быть объявлено:

- если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности;

- если отсутствуют подтвержденные данные о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде,   т.д.

За 2017 год выдано 147 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

Роспотребнадзором создан  в 2016 г Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.

 ГИС ЗПП – это совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).         

Данный ресурс доступен в  сети «Интернет» и подразделяется на 9 разделов:

- Нормативно – правовые акты,   

- Информационно – аналитические материалы,            

- Органы и организации в сфере защиты прав потребителей,

- Результаты проверок,

- Продукция, не соответствующая обязательным требованиям,

- Судебная практика,

- Справочник потребителя,

- Новости,

- Виртуальная приемная.

В течение трех лет информация вносилась Управлением в данный ресурс, обеспечено наличие всех судебных решений за последние 3 года.

В модуле ГИС ЗПП в постоянном режиме размещается актуальная информация по работе органов Роспотребнадзора.

С целью профилактики нарушений потребительских прав, повышения правовой грамотности населения, повышения интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры, Управление ведет обширную просветительскую работу.

В   2017 г. в средствах массовой информации опубликовано 141 статья.      В сети Интернет размещено 201 информационный материал: 79 на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) и 122 на сайтах муниципальных образований республики.

За отчетный период всего принято участие в 29 программах по радио и телевидению, Проведено 40 конференций, семинаров, совещаний.

Проводится просветительская работа для образовательных учреждений республики в форме факультативных занятий, лекций и семинаров. Всего охвачено 28 учреждения с охватом 1226 учащихся.

Организация действенного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в рамках функционирования различных межведомственных органов (советов, комиссий), создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъекта, а также практикой целого ряда субъектов Российской Федерации по принятию специальных региональных программ по защите прав потребителей либо по включению вопросов потребительской тематики в другие программы (комплексные планы мероприятий).

Региональные программы по защите прав потребителей приняты и действуют в 5 субъектах Российской Федерации.

Подпрограммы, включающие вопросы защиты потребителей  в 26 субъектах РФ.

Региональный комплексный План по защите прав потребителей на 2016 – 2018 годы – принят в 7 субъектах РФ.

В нашей республике подобных программ принято не было. Но в период с 2012-2016годы была программа «О плане реализации концепции повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», в которой были предусмотрены мероприятия по вопросам  защиты прав потребителей.

В 2017 году Федеральной службой проведен анализ практики реализации региональных и муниципальных программ по обеспечению прав потребителей и на его основе подготовлены Методические рекомендации  по разработке и реализации региональных государственных программ по обеспечению прав потребителей, с учетом которых  высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны в срок до 1 мая 2018 г обеспечить разработку региональных программ, направленных на

Просмотров: 340