УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ПАМЯТКА: Контроль за работой химчистки

ПАМЯТКА

Контроль за работой химчистки

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) разъясняет, что необходимо знать потребителю при оказании услуг химической чистки вещей (химчистка).

В настоящее время химическая чистка вещей является довольно развитым видом бытового обслуживания населения.

Однако не все организации, оказывающие данные услуги, работают на потребительском рынке добросовестно.

Чаще всего претензии граждан, возникающие при оказании услуг химчистки, связаны с порчей (повреждением) принятой на химчистку вещи или ее утратой.

Деятельность химчисток регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025 (далее – Правила).

При производственном контроле работы химчистки следует руководствоваться Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2506-09 «Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий».

 

Право на информацию

 

В момент сдачи вещи в химчистку до потребителя доводится информация о наименовании (фирменном наименовании) химчистки, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме ее работы. Данная информация размещается на вывеске организации.

Правила, а также ст. ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей закрепляют обязанность химчистки своевременно (до заключения договора) в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);
  • гарантийные сроки;
  • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты.

Указанная информация должна находиться в удобном для обозрения потребителя месте на русском языке.

Заключаем договор

Договор на оказание услуг химчистки заключается в письменной форме, как правило, в виде оформления квитанции.

В квитанции должны содержаться следующие условия:

  • фамилия, имя, отчество потребителя, его контактные данные;
  • наименование и местонахождение (юридический адрес) химчистки (для индивидуального предпринимателя - ФИО, сведения о гос. регистрации);
  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке и цена вещи (ее оценка с учетом износа);
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • дата приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки;
  • дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие);
  • другие необходимые данные.

Один экземпляр квитанции выдается сотрудником химчистки потребителю.

Сдаем вещь в химчистку

В момент приемки вещи на химчистку сотрудник химчистки определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия - по согласованию с потребителем.

При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали.

В момент сдачи вещи в химчистку следует внимательно изучить содержание оформленной квитанции, прежде чем ее подписать и оставить вещь.

Если в квитанции приемщица указала, что краситель на дубленке нестойкий и вещь после химчистки может полинять, то подписываясь под этим и сдавая вещь, потребитель рискует, так как химчистка в данном случае освобождается от ответственности за повреждение вещи.

Если потребитель был предупрежден об особых свойствах вещи, которые могут повлечь ее повреждение, то претензии к химчистке потребитель предъявить по данному поводу не сможет (ст. 35 Закона о защите прав потребителей). Однако, если потребитель был предупрежден только о возможном сходе красителя, а вернули вещь в дырках, то за это химчистка несет полную ответственность.

Нередки случаи, когда при повреждении вещи, химчистка ссылается на то, что сотрудник химчистки не мог обнаружить ее "особые свойства", то есть дефекты вещи, которые привели к повреждению, были скрытыми. Действительно, согласно п. 3 ст. 35 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности, если особые свойства (дефекты) вещи не могли быть обнаружены при надлежащей приемке этой вещи на химчистку.

Однако, если приемщица в момент приемки вещи не выполнила предписанных ей проверочных мероприятий (проба на стойкость красителя и т.д.), то такая приемка не может считаться надлежащей.

Приемка вещи на химчистку также сопровождается оценкой процента ее износа. Если потребитель не согласен с указанной оценкой, то он вправе настаивать на объективной оценке вещи.

С момента принятия вещи химчистка несет ответственность за сохранность этой вещи (п. 12 Правил).

 

Претензии к качеству оказанной услуги

При получении изделия из химчистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.

Если все-таки потребитель оказался в ситуации, когда в момент приемки вещи из химчистки он обнаружил какие-либо повреждения, изменение цвета вещи, неочищенные пятна, дыры и т. п., то необходимо составить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Если химчистка от составления вышеуказанного акта отказывается, то вещь забирать не стоит и необходимо направить в адрес химчистки письменную претензию с описанием состояния вещи в момент сдачи в химчистку, указанием обнаруженных дефектов выполненных работ и заявить соответствующие требования. Вручить ее необходимо в двух экземплярах лично специалисту химчистки, получив на своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо в случае отказа принять претензию, послать ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В претензии потребитель согласно ст. 29 Закона о защите прав потребителей может предъявить следующие требования:

  • безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги (выполненной работы);
  • уменьшить цену оказанной услуги (выполненной работы);
  • безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторно выполнить работу;
  • возместить понесенные потребителем расходы по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом;
  • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены.

Если химчистка не согласна с претензиями потребителя к качеству выполненной работы или отказывается признавать свою вину за порчу вещи, то потребитель может настаивать на проведении исполнителем независимой экспертизы, либо после составления акта (подачи претензии) забрать вещь и провести экспертизу за свой счет. В данном случае проводится технологическая экспертиза, направленная на выявление нарушений технологии химической чистки.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя на химчистку, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее однородной вещью аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченной (поврежденной) вещи, а также расходы, понесенные потребителем (ст. 35 Закона о защите прав потребителей).

Поскольку у химчистки, как правило, отсутствует возможность предоставить аналогичную вещь взамен поврежденной, то потребителю можно сразу предъявлять требование о возмещении двукратной стоимости вещи. Ее стоимость можно подтвердить чеками, если они сохранились, либо получить заключение о среднерыночной стоимости вещи в организации, проводящей оценку вещей.

Цена утраченной (поврежденной) вещи определяется, исходя из цены вещи, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было (ст. 35 Закона о защите прав потребителей).

В случае необходимости обращения за услугами по оценке (экспертизе) вещи, следует обязательно сохранить квитанции об оплате указанных услуг. Данные расходы химчистка должна будет компенсировать потребителю, если будет доказано, что, например, дефекты вещи появились в результате некачественного оказания услуг по химчистке.

Если руководство химчистки откажется в досудебном порядке удовлетворить требования потребителя, то ему следует обращаться за защитой своих прав с иском в суд.

Следует знать, что ст. 17 Закона о защите прав потребителей предоставляет потребителю право обратиться по своему выбору с иском в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Также потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

 

Производственный контроль

Руководством химчисток должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Производственному контролю подлежат вредные производственные факторы химической, биологической и физической природы на рабочих местах и на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния организации химической чистки.

Руководители обязаны организовывать и проводить гигиеническое обучение по вопросам гигиены труда работников, деятельность которых связана с воздействием на них вредных и опасных производственных факторов.

Химчистки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и в отдельных помещениях в составе комплексных предприятий службы быта, организаций и промышленных предприятий, допускается размещение мини-химчисток в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах, гипермаркетах.

Мини-химчистки, расположенные в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах и гипермаркетах, должны иметь автономную систему вентиляции и, как правило, отдельный вход-выход. В случае невозможности обустройства отдельного входа-выхода мини-химчистка должна располагаться в зоне, где не производится торговля продовольственными и детскими товарами (одежда, игры, игрушки, школьно-письменные принадлежности), а также лекарственными средствами и предметами ухода за больными.

При размещении пункта приема-выдачи изделий в жилом здании режим функционирования ограничен: запрещается функционирование с 23 до 7 часов.

В организациях химической чистки оборудуются пункты (отделения) для приема-выдачи изделий.

Допускается прием и выдача изделий в одном помещении.

Процессы приема и выдачи должны быть разделены таким образом, чтобы исключить контакт грязных вещей с чистыми, помещения пунктов приема выдачи должны быть удобно связаны друг с другом.

При выдаче потребителю изделия должны быть упакованы.

В организациях химической чистки производственные помещения должны располагаться с учетом поточности технологического процесса и недопущения перекрещивания потоков движения грязных и чистых изделий.

Площади производственных помещений определяют исходя из характера технологических процессов, количества, типа производственного оборудования и численности работающих. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб.м, площадь - не менее 4,5 кв.м, без учета технологического оборудования.

Допустимые (разовые) подъем и перемещение тяжести постоянно в течение рабочей смены для мужчин составляет 15 кг, для женщин 7 кг.

Все химические реагенты, вещества и препараты, поступающие в организации химической чистки, хранятся на складах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией, имеющих полы, стойкие к воздействию кислот и щелочей и оборудованных стеллажами, поддонами, снабженных инвентарем. Работники обеспечиваются соответствующими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Работа без предусмотренных спецодежды и СИЗ не допускается.

Химические материалы допускается хранить на производственных участках в ограниченном количестве (не более суточной нормы веществ и препаратов, используемых в технологическом процессе).

В организациях химической чистки необходимо иметь инструкции по охране труда, вывешенные в рамках под стеклом на видных местах в каждом помещении (цехе) организации химической чистки.

Генеральная уборка помещений должна проводиться по графику, не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, окон, оборудования, инвентаря с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Просмотров: 299