УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов

О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов

 

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) сообщает, что часть 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает меры административной ответственности за «неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)» в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Соответствующие требования были установлены статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которой продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий.

Управление обращает внимание, что содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в статье 16.1 Закона о защите прав потребителей, раскрывается в положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС).

Так, в части 2 статьи 30.1 Закона о НПС национальные платежные инструменты – платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (далее – НСПК) по установленным правилам. Согласно части 1 статьи 30.1 Закона о НПС национальная система платежных карт (НСПК) – это платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с главой 4.1 Закона о НПС под общим административным контролем Центрального банка Российской Федерации (см. подробнее на сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/PSystem/).

Таким образом, исходя из норм Закона «О защите прав потребителей» следует, что продавец (исполнитель) не вправе устанавливать условие об использовании только национальных платежных инструментов.

В случае нарушения установленного права потребителя необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца с указанием требования, в соответствии  с п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому, основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».

После соблюдения претензионного порядка необходимо обратиться с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск, ул. Ойунского 9, с указанием юридического наименования и адреса организации для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Просмотров: 74