УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О работе Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг

Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг представляет собой специфическую отрасль, отличную от  защиты прав потребителей в других сферах. Специфика обусловлена, прежде всего, особенностью правового регулирования финансовых услуг, а также изначально неравным экономическим положением банков и потребителей.

 При этом приобретение финансовых услуг широко распространено среди потребителей. На территории Республики Саха (Якутия) действует  5 коммерческих банков, осуществляющих работу с физическими лицами, 21 филиал банков, чьи головные банки находятся за пределами Республики, а так же 15 отделений Сбербанка России.

В связи с этим Управление Федеральной службы в настоящее время уделяет сфере предоставления финансовых услуг повышенное внимание: ведется работа с обращениями граждан, проводятся контрольно-надзорные мероприятия, возбуждаются административные производства и привлекаются к ответственности виновные лица, ведется работа по информированию потребителей в СМИ и по телефонам «горячей линии».

В 2009 году в план контрольно-надзорных мероприятий включено 4 банка.

В отношении всех банков проверки проведены. В ходе проверок выявлены нарушения действующего законодательства. Основное нарушение - это включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а именно:

- допустимость одностороннего изменения банком условий договора, в том числе изменение процентной ставки и размера пени после заключения договора без согласия заемщика;

- допустимость одностороннего расторжения банком договора во внесудебном порядке вследствие наступления событий, не установленных ГК РФ в качестве законных оснований получения соответствующего права (ст.310, п. 2 ст. 450 ГК РФ);

- установление штрафных санкций за реализацию заемщиком установленного кредитным договором права на досрочное возвращение займа (т.е. за надлежащее исполнение условий договора);

- установление штрафных санкций за просрочку внесения очередного платежа, если договором предусмотрено погашение займа по частям, поскольку законом установлена за это иная форма ответственности - право займодавца потребовать сумму займа с причитающимися процентами досрочно (ст. 811 ГК РФ);

- ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска;

- включение в договор условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета (т.е. платы за не оказанные услуги);

- обязательство заемщика застраховать свою жизнь и здоровье до выдачи кредита.

Всего в 2009 году составлено 25 протоколов об административных правонарушениях за включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителя, а также за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о финансовых услугах.

За 2009 год в Управление Роспотребнадзора по РС (Я) поступило 41 обращений граждан в связи с нарушениями их прав и законных интересов кредитными организациями в сфере оказания финансовых услуг. По заявлениям граждан дано 4 заключения в суд по гражданским делам в порядке ст. 47 ГПК РФ, в которых изложена позиция Роспотребнадзора по факту взимания платы за открытие и ведение ссудного счета. Подготовлено в помощь потребителям 3 исковых заявления. Дано 20 письменных разъяснений потребителям.

Просмотров: 79