УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О проведенных мероприятиях в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей

В рамках проведения Декады, посвященной Всемирному дню прав потребителей под девизом: «Справедливые цифровые финансовые услуги» Управлением, территориальными отделами и консультационным центром Федерального Бюджетного Учреждения Здравоохранения «Центр Гигиены и Эпидемиологии в Республике Саха(Якутия)» с 15 марта по 25 марта 2022 года был организован и проведен комплекс мероприятий.

Специалисты консультировали граждан по вопросам защиты прав потребителей, в том числе, связанных с приобретением некачественных товаров, отказом возврата провозной платы за авиаперелет, в сфере финансовых услуг, отказом возврата денежных средств за туристические путевки, оказанием некачественных услуг, приобретением товаров дистанционным способом, оплатой товаров и услуг онлайн, медицинским, транспортным услугам.

По всем обращениям даны разъяснения, потребителям оказано содействие в составлении претензионных, исковых заявлений.

Организованы 1 выступление на телевидении, 3 по радиовещанию, 25 статей напечатаны в средствах массовой информации с целью привлечения внимания граждан к тематике Всемирного дня защиты прав потребителей 2022 года. 

В рамках Декады по защите прав потребителей Управлением, территориальными отделами и консультационным центром проведены 37 семинаров для общеобразовательных учреждений с общим охватом слушателей 1524 учащихся, 23 выступлений в средних специальных учебных учреждениях где приняли участие 559 студентов, 1 семинар в высшем учебном заведении с 50 участниками, также было проведено 6 лекций «Соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований при продаже товаров» среди индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в количестве 39 участников.

Для всех слушателей семинаров, выступлений розданы по 4 вида буклетов на темы: «Справедливые цифровые финансовые услуги. Потребительский кредит», «Электронные способы оплаты», «Дистанционная торговля. Советы потребителям», «О продаже товаров дистанционным способом».

Также специалистами Управления в рамках межведомственной работы на базе «Бизнес Центра» при Министерстве предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) проведены три семинара с участием 6 предпринимателей «Соблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований при продаже товаров».

В период с 15 по 25 марта 2022 года проведено анкетирование населения с целью исследования мнения респондентов относительно темы декады, выявления уровня правовой грамотности опрошенных по теме.

Количество респондентов – 1324 человека.

По результатам проведенного анализа ответов по анкетированию выявлены следующие основные моменты: 79 % респондентов проживают в городской местности, у 43% опрошенных возраст не достигает 18 лет.

75% граждан указали, что совершают покупки посредством сети «Интернет» при приобретении непродовольственных товаров (в основном одежда, обувь, косметика, книги). Также практически все респонденты ответили, что пользуются дистанционным способом приобретения при заказе продуктов питания (доставка еды). На вопрос: «Пользовались ли вы дистанционным способом при приобретении товара, услуг, работ» 92% опрошенных ответили «ДА», 8% «НЕТ».

Следует сделать вывод, что дистанционный способ приобретения товаров и услуг в настоящее время прочно вошел в повседневную жизнь потребителей и с каждым годом завоевывает все большую популярность.

При этом 67% опрошенных не довольны сроками доставки, что скорее обусловлено территориальной отдаленностью региона.

73% опрошенных при приобретении услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи и интернета, финансовых услуг (оплата и заявка на получение кредита, услуги микрофинансовых организаций), услуг за предоставление доступа к просмотру фильмов, онлайн- игр, дистанционного обучения, видеокурсов, вебинаров используют электронные способы оплаты с помощью электронных устройств (банкомат, pos-терминал, платежный терминал), электронных сервисов («интернет-банкинг», платежные сервисы PayPal и другие).

При приобретении товаров дистанционным способом 23% опрошенных столкнулись с нарушением своих потребительских прав, 64 % обращались с претензией в адрес продавца, за защитой прав в суд опрошенные не обращались, так как требования были удовлетворены продавцом.

Издано и распространено по Республике Саха (Якутия) 3548 буклетов: «Справедливые цифровые финансовые услуги. Потребительский кредит», «Электронные способы оплаты», «Дистанционная торговля. Советы потребителям», «О продаже товаров дистанционным способом».

Просмотров: 75