УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Судом удовлетворен иск потребителя к АО «Авиакомпания «Якутия» о возврате стоимости «невозвратного» билета в связи с задержкой рейса

Судом удовлетворен иск потребителя к АО «Авиакомпания «Якутия» о возврате стоимости «невозвратного» билета в связи с задержкой рейса

 

Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в рамках гражданского судопроизводства принято участие в судебном процессе по иску потребителя к АО «Авиакомпания «Якутия» (далее по тексту – Авиакомпания) о возврате стоимости неиспользованного авиабилета.

Исковые требования были заявлены потребителем в связи с вынужденным отказом от вылета в связи с задержкой рейса R3 472 по маршруту «Симферополь-Москва (Внуково)». Вылет рейса был отложен по причине позднего прибытия самолета. Этот факт подтвержден отметкой аэропорта на авиабилете потребителя. Ввиду задержки рейса потребителем был срочно приобретен авиабилет другой авиакомпании по маршруту «Симферополь-Москва».

Претензия потребителя к Авиакомпании в добровольном порядке не была удовлетворена и потребитель был вынужден обратиться в судебные органы для разрешения имущественного спора. Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) было привлечено судом для дачи суду заключения в защиту прав потребителя (ст. 40 Закона о защите прав потребителей и ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Авиакомпания в своих доводах об отказе в удовлетворении исковых требований потребителя указывала, что потребителем приобретен авиабилет с условием о невозвратности стоимости в случае добровольного отказа. Кроме того, Авиакомпания ссылалась на невыполнение потребителем условий об уведомлении перевозчика об отказе от рейса. По мнению Авиакомпании не уведомление перевозчика об отказе от договора перевозки является основанием квалифицировать отказ как добровольный и не подлежащий возмещению.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) дано положительное заключение в защиту прав потребителя по следующим основаниям.

Доказательств того, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (метеоусловия, неожиданная техническая неисправность) или по вине потребителя Авиакомпанией не представлено.

В ходе судебного рассмотрения Авиакомпанией был представлен Акт на задержку (отмену) рейса № 419 от 06.08.2018г., составленный в г. Якутске (не в месте отправления рейса R3 472 по маршруту «Симферополь-Москва (Внуково)». В указанном акте причина неисправности не определена. В авиабилете потребителя причиной задержки рейса указано: «позднее прибытие».

По представленным Авиакомпанией документам неисправность была установлена у воздушного судна, прибывшего из города Омска и направляющегося по маршруту «Якутск-Москва». Таким образом, неисправность воздушного судна не имела прямого отношения к качественному выполнению Авиакомпанией обязательств по договору перевозки с потребителем.

Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата вне зависимости от условия возвратности стоимости.

Пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82) вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.

Авиакомпанией утверждены Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза АО «Авиакомпания «Якутия». Указанными правилами прямо установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете (п. 2.16.2 (а).

Доводы Авиакомпании о переквалификации вынужденного отказа в добровольный отказ не подтверждены, так как в Правилах не имеется таких последствий в случае не уведомления об отказе от рейса.

Решением мирового судьи города Якутска исковые требования удовлетворены и в пользу потребителя и присуждена сумма в размере 15 750 рублей. При этом сумма основного требования (стоимость авиабилета) составляет 5 000 рублей, санкции за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя составили 10 250 рублей  (в том числе размер неустойки – 5 000 рублей, штраф в размере 5 250 рублей), моральный вред компенсирован в размере 500 рублей.

Неустойка была применена судом за нарушение 10-дневного срока добровольного удовлетворения требований потребителя. Указанная неустойка исчисляется из расчета 3% стоимости авиабилета за каждый день просрочки, но не может превышать размер стоимости авиабилета. Штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя применяется судом при наличии отклоненных досудебных претензионных требований и составляет 50% от всей присужденной судом суммы.

Таким образом, присужденная судом сумма в 3 раза превысила первоначальные требования потребителя, заявленные им к Авиакомпании в досудебном (претензионном) порядке.

Судебное решение по делу № 2-6329/43-18 вступило в законную силу и опубликовано в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru в разделе «Судебная практика».

Просмотров: 428