Публикации, выступления

«Назад

Информация для потребителей: Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Информация для потребителей:

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

 

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Согласно части 2 статьи 25 Закона следует, что в случае, если аналогичный (удовлетворяющий потребителя) товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

При этом, предъявление требований, предусмотренных ст. 25 Закона, возможно при наличии нескольких условий:

- если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

- требование о замене предъявлено покупателем в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки товара;

- товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (при этом в случае отсутствия названных документов потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта покупки);

- товар не входит в перечень продукции, не подлежащей обмену по основаниям ст. 25 Закона.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

Учитывая изложенное, если имеются основания нарушения вышеуказанных условий, то продавец вправе отказать потребителю в обмене товара.

Вместе с тем, в случае, если данные требования Закона потребителем соблюдены, он вправе обратиться к продавцу с требованием об обмене приобретенного товара надлежащего качества на аналогичный товар. При этом, по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. В связи с этим, продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Таким образом, потребителю следует обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, по одному для каждой стороны с требованием об обмене товара.

При неудовлетворении продавцом требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде.

Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя.

При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст. 17 Закона).

Защита прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) возможна в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.