ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

«Назад

«Свинка Пеппа» и «Герои в масках» взыскивают с якутских предпринимателей компенсацию за нарушение авторских прав

«Свинка Пеппа» и «Герои в масках» взыскивают с якутских предпринимателей компенсацию за нарушение авторских прав.

По информации Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в июне 2018 года по электронной системе «Мой Арбитр» поступило 7 исковых заявлений от британской компании Entertainment One UK Limited (Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед)  - правообладателя товарных знаков «PEPPA PIG»  и «PJ Masks» («Герои в масках») о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки. Ответчиками по искам стали индивидуальные предприниматели, которые продавали в своих торговых точках игрушки и раскраски с наклейками известных мультипликационных персонажей.

В исковых заявлениях компания отмечает, что ответчики не получали разрешение на использование объектов интеллектуальной собственности путем заключения лицензионных договоров, поэтому считает использование товарных знаков незаконным. Истец указывает, что факты продажи контрафактного товара установлены в ходе закупок, подтверждает чеками.

Из обзора судебной практики  правообладатели товарного знака «Маша и Медведь» подали в  суд  многих регионов Российской Федерации иски к организациям и индивидуальным предпринимателям о защите прав интеллектуальной собственности.

Почему продукцию с товарным знаком проще продавать?

Использование товарного знака имеет целый ряд преимуществ для его обладателя.

Во-первых, товарный знак производителя сегодня ассоциируется со знаком качества советских времен, наличие на товаре которого гарантировало потребителю безупречно высокое качество. Если речь идет, к примеру, о молочных продуктах, то товарный знак гарантирует их соответствие требованиям производства молочной продукции.

Во-вторых, запоминающийся и хорошо читаемый товарный знак говорит о статусе и серьезности компании, вкладывающий в раскрутку своего бренда все свои силы и средства, а, значит, экономить на здоровье потребителей она не будет.

В-третьих, покупатели с гораздо большей охотой приобретают товары хорошо знакомой марки, и совершенно не важно пробовали ли они ранее ее продукцию или купили, поддавшись влиянию популярной рекламы.

В-четвертых, покупатель уже привыкший к продукции одного бренда будет охотно приобретать новинки этой же торговой марки, отмеченной тем же знаком.

Незаконное использование известного товарного знака для реализации продукции или услуг, произведенных совершенно другой компанией, не имеющей к правообладателю никакого отношения, преследуется по закону.

Что дает свидетельство о регистрации товарного знака?

Свидетельство о регистрации товарного знака - этот документ закрепляет за владельцем обозначения исключительные права на него. Без получения этого документа использовать разного рода обозначения для индивидуализации продукции не правомочно.

Использование зарегистрированного товарного знака другими производителями преследуется по закону. При использовании в качестве товарного знака незарегистрированного обозначения не исключает случаев его заимствования и регистрации другими лицами.

Срок действия свидетельства и соответственно реализация прав владельца товарного знака ограничен 10-ю годами. По истечении этого срока, свидетельство может быть продлено. А при необходимости модернизации используемого ранее обозначения придется регистрировать новый товарный знак.

Как охраняется использование товарного знака?

Согласно пункту 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации). В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (пункт 1 статьи 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" от 13.12.2007 N 122 вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и может быть оценен судом с позиции потребителя, специальных знаний не требует. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Действующее законодательство запрещает осуществлять торговлю контрафактным товаром и предполагает гражданскую, административную и уголовную ответственность. Правообладатель по своему усмотрению использует свои права по защите исключительных прав  в виде привлечения к гражданской ответственности путем предъявления претензии, а далее искового заявления о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.

Статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака,знака обслуживания;

на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания;

на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания.

2. Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, если указанные действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее десяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания;

на должностных лиц - в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов;

на юридических лиц - в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее ста тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания

          

Принцип исчерпания исключительного права в отношении объектов авторских прав (ст. 1272 ГК РФ) и товарных знаков (ст. 1487 ГК РФ) означает в подобной ситуации, что если товар был правомерно введён в гражданский оборот (правообладателем либо лицом, которое получило такое согласие от правообладателя), то при дальнейшем отчуждении товара согласие правообладателя не требуется. Иными словами, если товар произведён правомерно, то затем его можно продавать и перепродавать без каких-то особых лицензий.