«Назад

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Что нужно знать, приобретая новогоднюю елку?

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Что нужно знать, приобретая новогоднюю елку?

 

Покупка елки и новогодних украшений - это сложный и затратный процесс, но что делать, если купленный товар не подходит Вам? Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) предлагает потребителям ознакомиться с полезной информацией.

Что нужно знать, приобретая новогоднюю елку?

Перед покупкой новогодней елки необходимо ознакомиться с товаром, убедиться, что вся необходимая информация о товаре и производителе имеется. Если информация отсутствует, то от покупки лучше отказаться.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)  продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Уделите особое внимание запаху елочной конструкции. Если он резкий и неприятный, приобретать это изделие, однозначно, не стоит.  Ряд материалов, из которых выполнены, как правило, дешевые и не очень качественные елки, выделяют такие летучие химические вещества, как фенол и формальдегид. В жилых помещениях это может происходить при нагреве искусственной хвои, например, от лампочек включенной гирлянды и даже просто при комнатной температуре. Эти вещества, скапливаясь в помещении, вызывают у людей головную боль, легкое головокружение, чувство усталости и недомогания. В идеале искусственная елка вообще не должна ничем пахнуть. Искусственную елку лучше покупать в официальных торговых местах, таких как крупные супермаркеты и магазины.

Искусственные елки и елочные игрушки не подлежат обязательной сертификации или обязательному декларированию.

Обязательной декларации подлежат только елки, работающие от электричества. При этом данные о декларации и зарегистрировавшем органе должны быть в сопроводительных документах, которые продавец обязан представить потребителю по его требованию (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров).

Что делать, если товар не подошел?

Покупатель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если она не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в том числе и елок и украшений. Данное право сохраняется у покупателя в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Однако, следует помнить, что данное положение действует только при условии, что товар не был в употреблении, сохранён его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, товарный чек или кассовый чек. Отсутствие товарного или кассового чека не лишает возможности потребителя обратиться к продавцу и сослаться на свидетельские показания.

Если нужный товар отсутствует в продаже на день обращения, то покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратить уплаченную за товар сумму. Продавец обязан удовлетворить требования покупателя в течение трёх дней со дня возврата товара (статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

Если товар оказался ненадлежащего качества?

В соответствии ст. 18 Закон РФ «О защите прав потребителей», покупатель в случае обнаружения недостатков, по своему выбору вправе:

потребовать замены купленного изделия на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Однако, в этом случае следует помнить, что вы обязаны вернуть по требованию продавца купленный с недостатками товар и что вы, как потребитель, вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных вам, вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

Как обратиться к продавцу?

Предъявлять требования к продавцу следует в письменной форме в виде заявления (претензии). Претензию необходимо написать в двух экземплярах: один - оставить у продавца, а второй - оставить у себя с отметкой о дате приёма и подписью лица, принявшего претензию. Если продавец отказывается принять письменную претензию, её можно отправить в адрес продавца по почте с уведомлением о вручении почтового отправления.

 

Как влияет гарантийный срок на возврат товара ненадлежащего качества?

При наличии гарантийного срока на товар продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и провести проверку. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец должен провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и, в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В какие сроки должны быть удовлетворены требования потребителя при обмене или возврате товара ненадлежащего качества?

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования (статья 21 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Требования о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной денежной суммы за товар и требования о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие ненадлежащего качества товара, подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требования (статья 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если продавец отказывается выполнить Ваши законные требования, защитить нарушенные права можно в судебном порядке.

 

Дополнительную консультацию по вопросам качества и безопасности детских товаров, выборе новогодних подарков можно получить по телефонам «горячей линии»: 8-800-550-21-24, (4112) 35-18-76, 35-43-24, 44-61-58.

По другим вопросам в сфере защиты прав потребителей консультацию можно получить, обратившись в МФЦ по ул. Аммосова д. 18 г. Якутска. Консультирование осуществляется еженедельно по пятницам с 14.00 до 17.00 часов.