«Назад

Доклад о правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал 2017 года

1.    Общие положения

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 686, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Республики Саха (Якутия).

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с внесенными изменениями;

-  Законом Российской Федерации  от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с внесенными изменениями;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с внесенными изменениями;

-  Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с внесенными изменениями;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

При этом основания и порядок проведения мероприятий по контролю закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1);

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (TP ТС 027/2012);

СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 3;

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163;

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45;

СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73.

Обобщение правоприменительной практики подготовлено за 3 квартал 2017 г. по результатам контрольно–надзорной деятельности при организации летнего отдыха и оздоровления детей, организации деятельности медицинских учреждений, а также надзора в области защиты прав потребителей за хозяйствующими субъектами.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал 2017 г. проведено 539 контрольно–надзорных мероприятий, что на 5% больше чем за 3 квартал 2016 года (517 проверка), в том числе по г. Якутску проведено 115 мероприятий, что на 16% меньше за 3 квартал 2016 года (136 проверок).

В структуре проведенных проверок 24% (129) составляют плановые проверки (3 квартал 2016г. – 26% (141), 76% (410) – внеплановые (3 квартал 2016г. – 70% (376).

В структуре проведенных проверок по г. Якутску 21% (24) составляют плановые проверки (3 квартал 2016г. – 24% (33), 79% (91) – внеплановые (3 квартал 2016г. – 76% (103).

Как и прежде, большую часть от общего количества проведенных проверок составили выездные проверки – 89% (г. Якутск – 90%), документарные проверки составили – 11% (г. Якутск – 10%).

Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок за 3 квартал 2017 года, согласованного с органом прокуратуры, составило 100% (3 квартал 2016 г. – 100%) (г. Якутск – 100%).

Общее количество проведенных внеплановых проверок в 3 квартале 2017 года составило 410 (3 квартал 2016 г. – 376), по г. Якутску 91 (3 квартал 2016г. – 103). Удельный вес внеплановых проверок увеличилось на 9% за счет проверок по основанию приказов (распоряжений) руководителя изданных в соответствии с поручением Правительства РФ. 59% внеплановых проверок (240) назначены по приказам руководителя Роспотребнадзора, 37% - по контролю исполнения предписаний (152), 2% - по обращениям (7). По г. Якутску количество проведенных внеплановых проверок сократилось на 12% (до 91 против 103) за счет снижения внеплановых проверок по обращениям на нарушения прав потребителей в связи с введением претензионного порядка их рассмотрения.

По обращениям о возникновении угрозы жизни и причинения вреда жизни, здоровью граждан в прокуратуру Республики Саха (Якутия) Управлением направлено 8 заявлений о проведении внеплановых выездных проверок (г. Якутск – 2), прокуратурой согласованы 100%.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых осуществляется на территории Республики Саха (Якутия) и подлежит государственному контролю (надзору), составляет 9646 (г. Якутск – 2894).

За 3 квартал 2017 года плановые и внеплановые проверки проводились в отношении 440 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (г. Якутск – 114), государственный контроль (надзор) осуществлялся в отношении 5% (г. Якутск – 4%) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от общего количества подлежащих государственному контролю (надзору).
С органом прокуратуры согласовано 3 заявления о проведении внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ПК "Якутское потребительское общество" (пищеблок ГБУ РС(Я) "НПЦ Фтизиатрия"), ООО "Ника" (кулинарная служба "Дело вкуса"), ИП Семенов В.П. (магазины "Зея-1", "Зея-2").

За 3 квартал 2017 года по Республике Саха (Якутия) поступило 618 обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления республики, общественных объединений потребителей. 

Тематическая структура обращений:

- в области нарушения прав потребителей 269 обращений (43,5%);

- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 333 обращений (53,8%);

- прочие вопросы – 16 (2,5%);

По итогам 3 квартала 2017 г. рассмотрено всего 471 обращение.

По результатам рассмотрения обращений приняты следующие меры:

- дано разъяснений по 193 (40,9%) обращениям;

- направлено по подведомственности 164 (34,8%) обращений;

- проведены внеплановые проверки (КНМ) по 19 (4%) обращениям;

- проведены административные расследования по 40 (8,5%) обращениям;

- число протоколов об административных нарушениях, составленных по фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений - 83

- подано судебных исков, заявлений - 8.

Обращения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- об условиях проживания в жилых помещениях – 136;

- о пищевых продуктах, продовольственном сырье, технологиях производства – 53;

- о сборе, транспортировке отходов потребления и санитарном содержании территорий – 22;

- об организации питания населения – 22;

- о питьевой воде и питьевом водоснабжении населения – 20;

- об условиях воспитания и обучения – 14;

В области защиты прав потребителей наибольшее количество обращений поступило на нарушения:

- в сферах розничной торговли (продовольственные и промышленные товары, торговля дистанционным способом) – 91;

- на финансовом рынке (банковская деятельность) – 32;

- сферу бытового обслуживания населения – 29;

- транспортные услуги – 10;

Структура субъектов, проверенных в отчетный период в рамках осуществления федерального государственного надзора следующая:

- образовательные организации – 37,6%;

- медицинские организации – 12,9%;

- общественное питание, продукты питания - 20,3%;

- жилищно – коммунальное хозяйство - 2,3%;

- непродовольственные товары – 6,7%;

- долевое строительство – 0,6%;

- иное - 19,6%.

В числе проверенных хозяйствующих субъектов следующие предприятия:

- ООО "Хатасский свинокомплекс" (  производственный цех);

- ПК "Якутское потребительское общество" (общественное питание);

- ООО «Муус Хайа» (общественное питание);

- МУП "Агентство по развитию территорий" (долевое строительство);

- ООО "Степ +" (магазин обуви);

- ГУП Служба общепита Правительства (общественное питание);

- ИП Жженых А.Л. (мясоперерабатывающий комбинат «Скиф»);

 - ООО "Евросеть Ритейл" (торговля технически сложными товарами);

 - ООО "М-видео" (магазин бытовой техники).

 

2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

В рассматриваемых в докладе сферах деятельности Управления были проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в 3 квартале 2017 г., по результатам анализа установлено следующее.

2.1. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сферах розничной продажи пищевой продукции и оказания услуг общественного питания выявлены следующие типовые нарушения:

Наиболее часто при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлялись нарушения требований статей 9 и 10 Закона № 2300-1 и корреспондирующих им требований пунктов 10 и 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи), пункта 11 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), выразившиеся в том, что в организациях торговли (предприятии общественного питания) до сведения покупателя не доводится информация о режиме работы организации, о продавце, о фирменном наименование (наименование) организации, месте ее нахождения (адрес), либо информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также до сведения потребителей не доведена достоверная информация о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В нарушение пункта 9 Правил продажи и пункта 10 Правил оказания услуг общественного питания указанные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей.

- При оказании услуг общественного питания также допускаются нарушения прав потребителя на информацию о товарах и услугах, установленных пунктами 12, 13 и 14 Правил оказания услуг общественного питания, выразившиеся в не доведении до сведения потребителя сведений о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе в отсутствие возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также сведений о пищевой ценности продукции общественного питания.

Массовым нарушением остается несоблюдение пункта 19 Правил продажи, выражающееся в необеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары.

Таким образом, основные типичные нарушения при реализации пищевой продукции, оказании услуг общественного питания были квалифицированы по следующим составам административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ:

1) по статье 14.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55:

- нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о расторжении договора, что является нарушением пункта 29 Правил и статьи 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

2) по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы основными типичными нарушениями, являются следующие:

- статья 10 Закона № 2300-1, пункт 11 Правил продажи отдельных видов товаров, выражающиеся в предоставлении потребителям недостоверной информации о цене реализуемых товаров;

- статьи 8, 10 Закона № 2300-1 - нахождение в реализации товаров с недостоверной информацией о весе, изготовителе;

- пунктов 11 и 12 Правил оказания услуг общественного питания - до сведения потребителей не доводится необходимая и достоверная информация о товарах и услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, в том числе в связи с отсутствием в меню сведений о пищевой ценности продукции общественного питания и составе, отсутствия меню, прейскуранта цен на продукцию общественного питания.

Указанные нарушения были выявлены при проверке в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО «Муус-Хайа»;

- ИП Аммосова Саина Витальевна, магазин "Кюндю";

- ИП Семенов Виктор Петрович, магазины «Зея-1, Зея-2»;

- ИП Максимова Надежда Федоровна, продуктовый магазин "Найтал";

- ИП Гогохия Давид Патикоевич, продуктовый магазин "Цезарь";

- ИП Акбарова Каримахон Нематовна, магазин "Фрукты-овощи";

- ИП Голухов Юрий Вячеславович, магазин "Трапеза";

- ИП Павлова Любовь Петровна, продуктовый магазин "Бар5а";

- ИП Турсуналиев Абдулсаттор Тагдиралиевич, продуктовый магазин "Бэстээх.

2.2. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги населению, наиболее типичные и массовые нарушения были связаны с:

- отсутствием интернет-сайтов медицинских организаций, что является нарушением требований пункта 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006);

- на вывеске отсутствует фирменное наименование юридического лица и адрес, что является нарушением требований пункта 1 статьи 9 Закона РФ №2300-I от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»;

- в договорах с потребителями отсутствовала информация об исполнителе и услугах: адрес места нахождения организации, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;  адрес места жительства и телефон потребителя; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора, что является нарушением требований пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006);

- исполнителем не представляется посредством размещения на информационных стендах (стойках) медицинской организации информация, содержащая сведения об исполнителе и услугах:

- сведения и график работы медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что является нарушением пункта 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006);

- отсутствуют в доступном для потребителя месте Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, что является нарушением пункта 5 данных правил;

- не обеспечивается заключение письменных договоров с потребителями (заказчиками), что является нарушением пункта 16 «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;

- включаются в договоры с потребителями условия, ущемляющие их права:

- указывается, что для обращения в суд по поводу расторжения или изменения договора обязательно предъявление претензии, которая рассматривается другой стороной в течение 15 дней, что не соответствует статье 31 Закона «О защите прав потребителей, согласно которому требования потребителя подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

- при оказании населению бытовых услуг, в актах выполненных работ отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025), а именно точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя.

- при оказании услуг перевозок, в грузовых накладных отсутствует подпись перевозчика или его агента, что является нарушением пункта 63 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82).

Таким образом, основные типичные нарушения были квалифицированы по следующим составам КоАП РФ:

1) по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг в связи с несоблюдением Правил, регулирующих порядок предоставления различных услуг;

2) по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ типичными нарушениями являются: статья 10 Закона № 2300-1, пункты Правил, указывающие на необходимость предоставления потребителям полной и достоверной информации, обеспечивающей правильность выбора услуги;

3) по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ типичным нарушением является включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.

Указанные нарушения были выявлены при проверке в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО "Степ +";

- ООО "Евросеть-Ритейл";

- ООО «Муус-Хайа»;

- ООО "Центр изучения иностранных языков";

- ИП Феоктистов Максим Владимирович;

- Общество с ограниченной ответственностью "М-видео Менеджмент";

- ООО «Поликлиника профосмотра»;

 - ООО «Эстедент» (стоматологическая клиника);

- ООО «Осикта» (стоматологическая клиника);

- ООО медицинская клиника «Аврора».

За 3 квартал Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) дано 19 исков и заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, из них в сфере жилищно – коммунального хозяйства – 7, розничной торговли непродовольственными товарами – 8, долевое строительство и финансовые услуги, транспортные услуги – 4.     

Типичные нарушения в сфере ЖКХ, при которых суды выносили решения в пользу потребителей:

1) Ненадлежащее оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества, что нарушает:

- статьи 36, 161и 162 Жилищного кодекса РФ,

- Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491;

- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354;

- Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года.

2) Неправомерное взимание платы по статье «управление домом» без утверждения указанного тарифа общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, что нарушает:

-  часть 7 статьи 156 и часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ;

-  постановлении Окружной администрации города Якутска от 23 июня 2016 г. N 157п «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом, а также для собственников, принявших решение о непосредственном управлении многоквартирным домом, но не принявших решение об установлении платы за содержание жилого помещения, городского округа "город Якутск».

3) Ненадлежащее оказание услуг по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей и приборов учета потребления электроэнергии и необоснованное начисление платы за электроэнергию, что нарушает:

- пункт 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- статью 544 ГК РФ.

4)  Отказ производить перерасчет стоимости коммунальной услуги в связи с подачей воды ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что нарушает:

- пункты 98 и 150 Правил № 354;

- статья 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Вышеуказанные нарушения были установлены и даны заключения в судебные инстанции по АО "Водоканал" и ООО ОЖФ УК "ЖКХ Губинский".

В сфере оборота непродовольственных товаров:

1) Несоблюдение установленных сроков устранения недостатков товара, что нарушает:

- пункт 1 статьи 18, статьи 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункты 28 и 29 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных  постановлением  Правительства РФ  от 19 января 1998 года № 55;

2) Доведение до потребителей недостоверной информации о товарах, что является нарушением пункта 2 статьи 10 и пункта 4 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Указанные нарушения были выявлены при проверке в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО "Евросеть-Ритейл";

- Общество с ограниченной ответственностью "М-видео Менеджмент";

По спорам об участии граждан в долевом строительстве жилья:

1) несоблюдение сроков завершения строительства, установленных договором участия в долевом строительстве многоквартирных домов, что нарушает:

- пункт 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

 

3. Нарушения, выявленные в ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

3.1. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлены следующие типовые нарушения основополагающих положений Закона № 52-ФЗ, в том числе: статьи 11, устанавливающей общие требования по соблюдению санитарного законодательства Российской Федерации;

пунктов 1, 2 и 6 статьи 15 - реализация пищевых продуктов, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека вследствие несоответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям, непринятие мер хозяйствующими субъектами по снятию их с реализации (это также явилось нарушением статьи 3, пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 24 Закона № 29-ФЗ);

пункта 5 статьи 15 и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований - неисполнение субъектами, осуществляющими производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий санитарно-эпидемиологических требований;

пункта 1 статьи 17 в связи с неисполнением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

статьи 22, устанавливающей ответственность за нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления;

пункта 1 статьи 28 при организации питания в местах отдыха и оздоровления детей;

статьи 32, выразившиеся в не проведении производственного контроля (что также явилось нарушением статьи 22 Закона № 29-ФЗ);

статьи 34 в связи с не проведением предварительных и периодических медицинских осмотров, допуске к работе работников, отказывающихся от прохождения медицинских осмотров, без данных о прохождении медицинских осмотров в личных медицинских книжках (что также нарушает пункт 1 статьи 23 Закона № 29-ФЗ);

статьи 35, предусматривающей обязательность проведения профилактических прививок для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

статьи 36 без проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций (что также явилось нарушением статьи 23 Закона № 29-ФЗ).

Требования к обеспечению качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, обороту пищевых продуктов, установленные Законом № 29-ФЗ, нарушались хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и обращение пищевой продукции в рассматриваемом периоде в следующих случаях:

пункт 2 статьи 3 - в обороте предприятий общественного питания находилась продукция без маркировки, с истекшим сроком годности, без сопроводительных документов;

статья 17 - нарушение требований нормативных и технических документов при изготовлении пищевых продуктов;

пункты 1 и 3 статьи 19 - нарушение условий хранения пищевой продукции, не в специально оборудованных помещениях, которые не соответствуют требованиям нормативных документов;

Кроме этого, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил, допускаемые организациями общественного питания (СП 2.3.6.107901):

пункт 2.6 - предприятие общественного питания использует контейнерную площадку многоквартирного жилого дома для сбора мусора и общие с ним контейнеры;

пункт 3.1 - организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации;

пункт 3.8 - производственные и моечные ванны в производственном помещении присоединены к канализационной сети без воздушного разрыва;

пункт 3.11 - канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией;

пункт 3.14 - в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей;

пункты 5.1, 8.1 - объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;

пункт 5.5 - отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки;

пункт 5.9 - в цехах для приготовления холодных блюд и на участке порционирования готовых блюд не установлены бактерицидные лампы;

пункт 5.12 - не проводится дезинсекция и дератизация помещений при наличии синантропных членистоногих и грызунов;

пункт 5.13 - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;

пункт 5.16 - в организациях общественного питания не проводится косметический ремонт и его покраска по мере необходимости;

пункты 6.1, 6.11 - организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения;

пункт 6.5 - разделочный инвентарь организации (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку;

пункт 6.10 - для раздачи готовой кулинарной продукции используется столовая посуда со сколами;

пункт 6.15 - в конце рабочего дня не проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов;

пункт 6.19 - для мытья кухонной и столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого невозможна;

пункт 6.21 - отсутствие в моечном отделении инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;

пункты 7.7, 7.8 - отсутствие документов, подтверждающих безопасность, на поступившее в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты;

пункты 7.11, 7.23, 7.26 и 7.28 - нарушены условия хранения продуктов по видам продукции;

пункт 7.29 - отсутствие маркировки каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции на используемый продукт;

пункт 8.4 - сырые и готовые продукты обрабатывается совместно;

пункт 8.9 - отсутствие отдельных столов и разделочного инвентаря для обработки сырой птицы;

пункт 8.19 - нарушение последовательности обработки яйца;

пункт 9.1 - в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий);

пункт 9.13 - отсутствие маркировки на таре для пищевых отходов;

пункты 13.1, 13.3 - допущены к работе лица не прошедшие предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, отсутствие личных медицинских книжек;

пункт 13.4 - хранение личных вещей, верхней одежды персонала в рабочей зоне;

пункт 13.5 - не проводится ежедневный осмотр перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей, открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний;

пункт 14.1 - не проводится производственный контроль.

Предприятия продовольственной торговли допускают несоблюдение СП 2.3.6.1066-01, связанные со следующими типовыми нарушениями:

пункт 2.7 - для сбора мусора и пищевых отходов используются общие контейнеры;

пункт 3.7 - объединение производственной канализации с канализацией жилого дома;

пункты 3.9, 9.4 - отсутствие туалетов с раковинами для мытья рук персонала;

пункт 4.2 - торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией;

пункт 4.3 - отсутствие локальных вытяжных вентиляций моечных ванн;

пункт 4.8 - отсутствие защитных плафонов на светильниках в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов;

пункт 5.2 - нарушение принципа поточности, допущены перекресты сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;

пункт 5.9 - отделка помещений организаций торговли материалами, не устойчивыми к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств;

пункт 6.2 - холодильные установки в организациях торговли не оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов;

пункт 6.4 - отсутствие термометров и психрометров в складских помещениях для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов;

пункт 7.6 - при хранении пищевых продуктов не соблюдаются правила товарного соседства;

пункт 7.7 - допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами;

пункт 7.8 - пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях хранятся не на стеллажах, поддонах или подтоварниках, допускается складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом;

пункт 8.4 - подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится совместно, продажа сырых продуктов и полуфабрикатов из них производится не в специальных отделах, совместно с реализацией готовых к употреблению продуктов;

пункт 8.16 - в местах продажи яиц отсутствует овоскоп, что исключает проверку качества яиц по просьбе покупателей;

пункт 9.3 - в организациях мелкорозничной торговли допускается хранение тары на прилегающей территории;

пункт 10.1 - помещения организации торговли, оборудование, инвентарь, посуда не содержатся в чистоте, по окончании работы не проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств;

пункт 10.3 - осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов не содержатся в чистоте и не очищаются по мере загрязнения;

пункт 10.4 - для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки без крышек, они не очищаются по мере наполнения (допускается наполнение более чем на 2/3 объема);

пункт 10.6 - для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;

пункт 12.1 - в организациях торговли допускается наличие насекомых и грызунов;

пункты 13.1, 13.2 - лица, поступающие на работу в организации торговли, не проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке, отсутствие личных медицинских книжек;

пункт 13.3 - в организациях торговли отсутствуют необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (отсутствует мыло, туалетная бумага).

Таким образом, указанные выше нарушения обязательных требований в сфере производства и обращения пищевой продукции, оказания услуг общественного питания были квалифицированы в соответствии со следующими нормами КоАП РФ:

1) по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При этом статья 6.3 КоАП РФ применялась за совершение действий (бездействия), выразившиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, ответственность за совершение которых не предусмотрена специальными составами КоАП РФ.

2) по статье 6.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

3) по статье 6.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

4) по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).

Указанные нарушения были выявлены при проверке в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

- ИП Аммосова Саина Витальевна, магазин "Кюндю";

- ИП Семенов Виктор Петрович, магазины «Зея-1, Зея-2»;

- ИП Жженых А.Л., мясоперерабатывающий цех «Скиф»;

- ООО Гермес;

- ИП Колмакова Светалана Николаевна, Рестро-бар "Пивной";

- ИП Тотонов Михаил Михайлович, цех розлива питьевой воды "Аква фреш";

- ИП Максимова Надежда Федоровна, продуктовый магазин "Найтал";

- ИП Гогохия Давид Патикоевич, продуктовый магазин "Цезарь";

- ИП Акбарова Каримахон Нематовна, магазин "Фрукты-овощи";

- ИП Голухов Юрий Вячеславович, магазин "Трапеза";

- ИП Павлова Любовь Петровна, продуктовый магазин "Бар5а";

 - ИП Турсуналиев Абдулсаттор Тагдиралиевич, продуктовый магазин "Бэстээх.

3.2.       В ходе мероприятий, осуществляемых в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, выявлялись  нарушения технических регламентов Таможенного союза, предъявляемых, в основном, к пищевой продукции. Указанные нарушения выразились как в нарушениях требований к безопасности непосредственно самой пищевой продукции, так и в нарушении связанных с требованиями к продукции процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Основными типичными нарушениями, квалифицируемыми в соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, выявленными при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются следующие:

1) по статье 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции, основными типичными нарушениями статей 10-15 TP ТС 021/2011 являются:

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе её производства, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции, производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- не обеспечивается прослеживаемость пищевой продукции (пункт 12 часть 3 статьи 10);

- в процессе производства продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

- для обеспечения безопасности в процессе производства пищевой продукции изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

- допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;

- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодические медицинских осмотров;

- вода, используемая в процессе производства пищевой продукции, не соответствует обязательным требованиям;

- не соблюдаются условия хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве пищевой продукции;

- не обеспечивается поточность технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;

- не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;

- не принимаются меры по уборке, мойке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений;

- в производственных помещениях допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств;

- поверхности полов производственных помещений не доступны для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции;

- поверхности стен выполнены из материалов, которые не могут быть подвержены мойке и при необходимости, дезинфекции;

- изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;

а также статья 39 TP ТС 021/2011, статья 4 TP ТС 022/2011, статья 10 Закона № 2300-1, в части производства пищевой продукции без маркировки и нанесения информации о сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя.

2) по статье 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам перевозки, хранения и реализации пищевой продукции, основными типичными нарушениями являются:

статьи 5, 6, 10, 17 TP ТС 021/2011: допускается реализации продукции, не соответствующей требованиям, установленным к ней техническими регламентами и иными обязательными требованиями, в частности:

- допускается оборот продукции не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям; 

- у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

- допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;

- осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях и т.п. без стеллажей, поддонов или подтоварников;

- допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих их качество;

- продавцами продукции не осуществляется производственный контроль за качеством реализуемой продукции;

а также статья 39 TP ТС 021/2011, статья 4 TP ТС 022/2011, статья 10 Закона № 2300-1, в части реализации продукции без маркировки и нанесения информации о сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя, отсутствие знака ЕАС, полностью обезличенной продукции.

3) по статье 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований при оказании услуг общественного питания, основными типичными нарушениями являются статьи 10-15 TP ТС 021/2011: не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее изготовления, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции, производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- в процессе изготовления продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

- для обеспечения безопасности в процессе изготовления пищевой продукции не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодические медицинских осмотров;

- не соблюдается условия хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при изготовлении пищевой продукции;

- не обеспечивается поточность технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;

- не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;

- ежедневно не проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий;

- не проводится производственный контроль за качеством изготавливаемой продукции.

4) по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления, хранения и реализации продукции, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, основными типичными нарушениями являются несоблюдение требований статей 5, 7, 10, 17 TP ТС 021/2011:

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);

- в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;

- процесс производства продукции не отвечает требованиям, обеспечивающим выпуск продукции соответствующего качества;

- допускается реализации продукции, не соответствующей требованиям, установленным к ней техническими регламентами и иными обязательными требованиями, в частности допускается оборот продукции не отвечающей требованиям но микробиологическим и физико-химическим показателям;

- не соблюдаются условия хранения и срок годности продукции, установленные изготовителем;

- на продукции, отсутствует информация об условиях хранения, сроке годности;

- допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;

- отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции;

- осуществляется продажа продукции в отсутствие этикеток (ярлыков) на таре изготовителя;

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее изготовления, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические);

- в процессе изготовления продукции не соблюдаются условия хранения, сроки годности продукции и сырья;

5) по статье 14.45 КоАП РФ основными типичными нарушениями, выразившимся в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии являются нарушение статьи 10 Закона № 23001-1, пунктов 11, 12 Правил продажи отдельных видов товаров, статьи 23 TP ТС 021/2011, статьи 18 Закона № 184 ФЗ - реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в отсутствие в товарно-сопроводительной документации сведений об обязательном подтверждении соответствия (сертификате соответствия: его номере, сроке действия, органе, выдавшем сертификат, или сведений о декларации соответствия, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем).

Нарушения требований Технических регламентов выявлялись в следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО "Хатасский свинокомплекс";

- ИП Жженых А.Л.;

- ООО «Ника»;

- ООО «Ягоды Якутии»;

-  ИП Азатян К.Д., кафе Армянская кухня;

-  ООО "Айгуль";

- ООО Муус Хайа.

3.3. Основными типичными нарушениями, квалифицируемыми в соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, выявленными при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований при организации деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей, являются:

- комплект постельных принадлежностей не полный, отсутствуют наматрасники для матрацев, что является нарушением п.4.8. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", согласно которому каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простынёй, пододеяльником) и 3 полотенцами (для лица, ног и банное). Общее количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица, ног, банным) должно быть не менее 2 комплектов на одного ребенка отдыхающего в смену;

- не обеспечивается смена постельного белья не реже 1 раза в неделю, что является нарушением требований п. 12.7. СанПиН 2.4.4.3155-13;

- производство готовых блюд осуществляется не по технологическим картам, что является нарушением п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- не обеспечивается входной контроль поступающих пищевых продуктов, что является нарушением требований п. СанПиН 2.4.4.3155-13;

- не обеспечивается соблюдение порядка мытья столовой посуды ручным способом в трехсекционных ваннах, что является нарушением требований     п. 8.17. СанПиН 2.4.4.3155-13;

- в складском помещении для хранения сухих и сыпучих продуктов отсутствует прибор для измерения температуры и влажности воздуха, что является нарушением требований п. 9.5. СанПиН 2.4.4.3155-13;

- персонал пищеблока не обеспечивается специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее трех комплектов на одного работника, что является нарушением требований п. 8.1. СанПиН 2.4.4.3155-13, п. 13.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

- не обеспечивается соблюдение требований к проведению дезинсекции в учреждениях отдыха и оздоровления детей в отсутствии детей и персонала, что является нарушением требований п. 5.11. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";

- не обеспечивается использование дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению, что является нарушением требований п.  8.1. СанПиН 2.4.4.3155-13 и п. 13.3. СанПиН 2.4.5.2409-08.

Указанные нарушения квалифицируются по ст. 6.7 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения.

3.4. Основными типичными нарушениями, квалифицируемыми в соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, выявленными при осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, также является:

- текущие дефекты поверхностей пола, стен, потолка помещений лечебных учреждений - нарушение п.4.2. и п.11.14. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- недостаточное обеспечение тумбочками, стульями по числу коек в палатах стационара лечебных учреждений - нарушение п.8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- в некоторых ФАП-ах: отсутствие водопровода и канализации, отсутствие раковины с подводкой горячей и холодной воды с локтевым смесителем в эпидемиологически значимых помещениях (процедурной, прививочной) -нарушение п. 5.1 VI СанПиН 2.1.3.2630-10;

- разработанная схема обращения по медицинским отходам содержит неполную информацию - нарушение п.3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

- сбор и хранение отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, отсутствует спецконтейнер - нарушение п.4.27 СанПиН 2.1.7.2790-10.

Указанные нарушения, в основном, квалифицируются по статье 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

По статье 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, квалифицированы нарушения по обращению с медицинскими отходами.

Указанные нарушения были выявлены при проверке в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

- ГБУ РС (Я) «Детская инфекционная клиническая больница»;

- ГБУ РС (Я) «Детская детский туберкулёзный санаторий»;

- МУП «Аптеки Якутска» ГО «город Якутск»;

- ГБУ РС (Я) «Детская инфекционная клиническая больница»;

- ГБУ РС (Я) «Детский туберкулёзный санаторий»;

- ООО медицинская клиника «Аврора»;

- ООО «Адантис»;

- ООО «Поликлиника профосмотра»;

- ООО «Эстедент»;

- ООО «Аквамарин».

Таким образом, в Докладе о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал 2017 г. проведен анализ правоприменения отдельных положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также иных нормативных правовых актов, регулирующих указанные правоотношения.

Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, вступившие в силу в июле 2017 года и затрагивающие полномочия Роспотребнадзора при производстве по делам об административных правонарушениях.

1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым статья 14.16 КоАП РФ дополнена частые 2.2, предусматривающей ответственность за розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ, согласно части 1 статьи 23.49 КоАП РФ, наделены должностные лица Роспотребнадзора (кроме случаев, когда дело направляется на рассмотрение судье в целях назначения дополнительного наказания в виде конфискации предметов правонарушения).

4 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года ЛЬ 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности», которым КоАП РФ дополнен статьей 6.3.1, устанавливающей административную ответственность за использование генно-инженерно-модифицированных организмов (далее - ГМО) и (или) продукции, полученной с применением ГМО или содержащей ГМО, которые не прошли обязательную государственную регистрацию или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек, либо в использовании ГМО не в соответствии с целями либо в нарушении специальных условий их использования. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Полномочиями возбуждать и рассматривать административные дела по статье 6.3.1 КоАП РФ, согласно статье 23.13.1 КоАП РФ, наделены органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, в том числе Pocпотребнадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 281 «О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду».

30 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный Роспотребнадзором по Поручению Правительства Российской Федерации. Данным законом КоАП РФ дополнен статьей 14.46.2, которая устанавливает административную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по частям 1- 4 статьи 14.46.2 КоАП РФ, согласно части 1 статьи 23.49 КоАП РФ, наделены должностные лица Роспотребнадзора. В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по части 4 статьи 14.46.2 КоАП РФ рассматриваются судьями в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В соответствии с пунктом 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Роспотребнадзора уполномочены на составление протокола по части 5 статьи 14.46.2 КоАП РФ. В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по части 5 статьи 14.46.2 КоАП РФ рассматриваются судьями.

С 31 июля 2017 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностные лица Роспотребнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов по части 8 статьи 13.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по части 8 статьи 13.15 КоАП РФ рассматриваются судьями.

Таким образом, должностные лица Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) наделены полномочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 - 5 статьи 14.46.2 и частью 8 статьи 13.15 КоАП РФ.

Кроме того, усилена ответственность за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции). За указанное правонарушение Федеральным законом от 29.07.2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен административный штраф на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч (было от 5 до 10 тысяч) рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч (было от 50 до 100 тысяч) рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Полномочиями осуществлять производство по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ наделены должностные лица Роспотребнадзора (кроме случаев, когда дело направляется на рассмотрение судье в целях назначения дополнительного наказания в виде конфискации предметов правонарушения).

В целях реализации пунктов 11.1-11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 г. № 707 «О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре», а также Приказом Роспотребнадзора от 14.08.2017 г. № 668, с 01 октября 2017 года при проведений должностными лицами Роспотребнадзора плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 01 октября 2017 года плановых проверок которых предусматривается использование проверочных листов относятся:

- предприятия: торговли (в том числе предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных товаров, и предприятия торговли со специализированным ассортиментом продовольственных товаров: магазин, специализированный магазин, гастроном, супермаркет (универсам), дискаунтер, минимаркет, гипермаркет, киоск, торговый павильон);

- предприятия (объекты) общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая, в том числе столовые при предприятиях и учреждениях, комбинат общественного, в том числе школьного питания, заготовочное предприятие питания, доготовочное предприятие питания, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, вагон-ресторан, магазин (отдел) кулинарии;

- парикмахерские, салоны красоты, солярии.

В соответствии с частью 11.5 статьи 9 ФЗ-294 заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) должен быть приложен к акту проверки.

Предусмотрено, что с 1 июля 2018 г. использование проверочных листов будет применяться при проведении проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.